Игра как форма организации «Занимательной перемены» для младших и средних школьников

Дата публикации: 2021-10-03 14:53:14
Статью разместил(а):
Валиева Чулпан Рушановна

Игра как форма организации «Занимательной перемены» для младших и средних школьников в условиях реализации ФГОС

Авторы: Валиева Чулпан Рушановна,

Хафизова Эльвира Рашитовна,

Аюпов Рамис Рауфович

МБОУ «Гимназия № 4», г. Казань

 

Аннотация: в данной статье речь идет о современных формах игры для обучающихся младших и средних классов  во время перемены между уроками с целью организации свободного времени.

Ключевые слова: перемена, учебный процесс, игры для учеников, начальная школа.

Тематическая рубрика: общая педагогика

 

Перемена – одна из составляющих физического развития учащихся, их двигательной активности, профилактики переутомления у детей. Досуг во время перемены — одна из актуальных тем на сегодняшний день. По школьным коридорам бегать бесцельно опасно, в телефоны играть — не разрешено, так как это отвлекает от основного учебного процесса и негативно влияет на общее психическое состояние ребенка. Таким образом, дети на переменах часто не понимают, чем себя занять и не всегда умеют самостоятельно организовывать свое свободное время. А что же тогда делать?

Психологические и медицинские исследования доказали, что двигательная активность очень важна для младших и средних школьников, поскольку их работоспособность чисто на физиологическом уровне меньше, чем у взрослых, а утомляются они гораздо быстрее.

Хорошо организованная подвижная перемена – важный фактор улучшения двигательного режима детей. Переключение с малоподвижной деятельности на активные движения повышает оздоровительную ценность и увеличивает эффективность учебных занятий. Особенно необходимы такие переменки для младших и средних школьников, которые испытывают потребность в движениях и игре. Регулярное проведение игр на перемене хорошо восстанавливает работоспособность, благоприятно отражается на состоянии и самочувствии учеников. Они спокойнее ведут себя в классе, внимательнее слушают учителя. В любом классе можно организовать «Веселые переменки» или «Умные переменки» в зависимости от состава детского коллектива. Их организация показывает, что ученики учатся проводить своё свободное время весело, продуктивно, а это положительно влияет на работоспособность учащихся в течение последующих уроков. 

В каждом классе начальной и средней школы должна быть организована зона отдыха, где дети смогут играть в спокойные игры. Для этих целей можно попросить у школьников принести для уголка отдыха ненужные настольные игры. По возможности, можно приобрести для этих целей специальные наборы, шахматы, шашки и другое или поиграть в спокойные игры.

Игра – это занятие для развлечения, отдыха, укрепление здоровья и т.п. Явное желание играть появляется у малыша тогда, когда мама вместе с ним рисует, сочиняет разные сказки, не стесняясь побыть и страшным волком, и боязливым зайчонком и другим героем. Если она не забывает при этом что-то подсказать малышу, делая это, очень ненавязчиво, придумать интересную идею, воплотить ее в жизнь, довести задуманное до конца.

Игровая деятельность положительно влияет на формирование многих психических процессов - от самых простых до самых сложных. Так, в игре начинают развиваться произвольное поведение, произвольное внимание и память. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Выделяют различные виды игры, в том числе: подвижные игры (способствуют укреплению здоровья детей, развивают движения).

Дети любят подвижные игры, с удовольствием слушают музыку и умеют ритмично двигаться под неё; танцевальные игры (джаст денс, плей денс, танцы минус и др.), строительные игры - с кубиками, специальными строительными материалами, развивают у детей конструктивные способности, служат своего рода, подготовкой к овладению в дальнейшем трудовыми умениями и навыками; настольные игры(монополия, угадай кто, и т.д.); дидактические игры - специально разрабатываемые для детей, например, лото для обогащения естественнонаучных знаний, и для развития тех или иных психических качеств и свойств (наблюдательности, памяти, внимания);сюжетно-ролевые игры - игры, в которых дети подражают бытовой, трудовой и общественной деятельности взрослых, например, игры в школу, дочки-матери, магазин, железную дорогу; игры-драматизации представляют собой исполнение какого-либо сюжета, сценарий которого не является жестким и неизменным, развивают детскую инициативу, творчество, наблюдательность; и, наконец, компьютерные игры – игры за компьютером, игровыми приставками, планшетами и другими электронными устройствами.

Подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. Свободу действий дошкольник реализует в подвижных играх, которые являются ведущим методом формирования физической культуры. В педагогической науке подвижные игры рассматриваются как важнейшее средство всестороннего развития ребенка. Глубокий смысл подвижных игр — в их полноценной роли в физической и духовной жизни, существующей в истории и культуре каждого народа. Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.

Подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества. Подвижные игры всегда являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная потребность ребенка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи. Играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и преображает его.

Подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества. Подвижные игры всегда являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная потребность ребенка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи.

Необходимо отметить, что именно подвижные игры способствуют:

- развивает ловкость, быстроту, координацию движений;

- благоприятно влияют на эмоциональное состояние детей.

- сплочению коллектива класса;

- закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений;

- формируют умение ориентироваться в окружающее действительности;

Подвижные игры способствуют объединению коллектива, массовому охвату детей физическими упражнениями, являются замечательным средством всестороннего физического развития.

После отдыха работоспособность не только восстанавливаться, но и часто превышает исходный уровень. И.М. Сеченов впервые показал, что восстановление работоспособности при наступившем утомлении происходит значительно быстрее не при полном покое и отдыхе, а при активном отдыхе, когда происходит переключение на другой вид деятельности.

 

Список литературы:

1. Ушакова Е.В.: Подвижные игры. Белгород: БелГУ, 2017.

2. Ю.И. Иванов «Играй на здоровье». Подвижные игры, народные забавы, аттракционы, игровые поединки. Московская правда, 1991 г.

3. Спортивные и подвижные игры. – Изд. 3-е перераб., доп./ Под ред. Ю.И. Портных. М.: Физкультура и спорт, 1984.- 344с., ил.

4. Подвижные спортивные игры в учебном процессе и во внеурочное время. Методическое пособие / П.А.Киселёв, С.Б.Киселёва, Е.П. Киселёва. -М.: Планета, 2013.-272с.

5. Позновательно-игровая деятельность для 1-11 класса / авт.-сост.Н.В.Барминова. [и.др.]. Волгоград 2013.-289с.