Своеобразие поэтического мира Бориса Пастернака
Своеобразие поэтического мира Бориса Пастернака
Автор: Белоконева Ирина Павловна
МОУ "Лицей № 9", Волгоград
Стихотворение памяти Бориса Пастернака:
Начну издалека, не здесь, а там,
Начну с конца, но он и есть начало.
Был мир как мир. И это означало
Все, что угодно в этом мире вам.
В той местности был лес, как огород, -
Так невелик и все-таки обширен.
Там, прихотью младенческих ошибок,
Все было так и все наоборот.
На маленьком пространстве тишины
Был дом как дом. И это означало,
Что женщина в нем головой качала
Ирано были лампы зажжены.
Там труд был легок, как урок письма,
И кто-то – мы еще не знали сами –
Замаливал один пред небесами
Наш грех несовершенного ума.
<…>
Это стихотворение Беллы Ахмадулиной, которая по мировосприятию, по отношению к поэзии, поэтическому слову, может считаться преемницей Пастернака. Я позволю повторить себе две 2 строчки из стихотворения.
“Труд был легок, как урок письма”
“Замаливал…грех несовершенного ума”
О чем эти строки? На что обращает наше внимание Белла Ахмадулина?
“Замаливал…грех несовершенного ума” |
“Труд был легок, как урок письма” |
“План содержания” (тема и содержание предложения, идейная и художественная позиция автора, его жизн. опыт и т.д.) |
“План выражения” (все поэтические пр-я выступают перед нами как та или иная образная микросистема, ритмо-рифмически строго организованная. Содержательная языковая суть и формальная сторона). |
Сегодня я попытаюсь соотнести “план содержания” и “план выражения” в лирике Пастернака, понять своеобразие и специфичность его стихотворного почерка.
Итак, 1910-1920 годы, когда стихи Пастернака получили широкую известность.
Был ли Пастернак единственным в эти годы?
Среди такого созвездия талантов легко затеряться, трудно найти свою нишу. Пастернак не затерялся. Начиная как футурист, в 1914-1918 гг. входил в группу “Центрифуга”. С футуризмом его связывало, по словам философа Федора Степуна, “искание и обретение новых поэтических форм, ведущих далее того, что было найдено уже символистами…, отрицание канонизированного синтаксиса, логической внятности мысли и необходимости зрительной реализации образа”.
О поэзии Б. Пастернака написано немало (как литературоведами, так и современниками-поэтами: работы Д. Лихачева, В. Альфонсова; М. Цветаевой, А. Вознесенского).
На что обратить внимание, читая критику?
«При очевидном стремлении раствориться в жизни, Пастернак, тем не менее, на дух не принимает общих мест, он – творец, он – новатор, но не в средствах выражения, а в оригинальном образе мира».
«Он говорит о жизни на языке самой жизни. Поэтический мир Пастернака естественно и непреднамеренно сливается с миром природы и души человеческой. В том-то и смысл деятельности Бориса Пастернака, что Жизнь и Поэзию он рассматривает как синонимы» – план выражения (Л. Озеров).
«Одухотворяющая сила поэзии Пастернака заставляет думать и чувствовать – действия, движения, отвлеченные понятия. В этом секрет ее трудности для понимания. Поэзия делает невероятное и поэтому кажется непонятной» – план содержания, план выражения (Д. Лихачев).
«Для поэзии Пастернака характерна непроизвольность ассоциаций, образов, рожденных иногда простым созвучьем, иногда рифмой, иногда случайным поводом. Случайность в поэзии Пастернака становится почти законом – план выражения.» (Д. Лихачев).
«Пастернак не выдумщик, не фокусник, а зачинатель нового лада, нового строя русского стиха – план выражения, соответствующего зрелости и мужественности, достигнутой языком» (О. Мандельштам).
«Рассказывая о веснах и зимах, о дождях и рассветах, Пастернак повествует о природе самой жизни, мирового бытия, исповедует веру в жизнь – план содержания, которая, как нам кажется, главенствует в его поэзии и составляет ее нравственную основу. Жизнь в его толковании – нечто безусловное, вечное, абсолютное, воспринимающая стихия и величайшее чудо.
Человек определяется через природу, в сравнении с нею обретает свое место в жизни» (А. Синявский).
«И на мир он смотрит не только глазами поэта и прозаика, но и музыканта и художника» (Д. Лихачев).
«Склонность к философскому осмыслению жизни характеризует все творчество Пастернака – поэта-мыслителя, тяготеющего к искусству широких обобщений, большой духовной насыщенности» (А. Синявский).
«Замаливал…грех несовершенного ума»
«план содержания»
он – творец, он - новатор
поэт – мыслитель
говорит о жизни на языке самой жизни
поэзия делает невероятное и поэтому кажется непонятна
вера в жизнь
человек определяется через природу
«Труд был легок, как урок письма»
«план выражения»
он – творец, он - новатор
искусство широких обобщений, большой духовной насыщенности
жизнь и поэзию он рассматривал как синонимы
кажется непонятной
случайность становится почти законом
зачинатель нового лада, нового строя
человек определяется через природу
смотрит глазами музыканта и художника
Попробуем убедиться в точности записанного, обратившись к стихотворению «Февраль. Достать чернил и плакать!»
Что это? Прогноз? Загадка?
что значит «Достать чернил и плакать»?
Плакать – перен. – творить, писать (чернила с пера – как капают слезы).
Начинается с назывного предложения «Февраль».
Какие ассоциации возникают со словом «февраль»?
(Поземка, вьюга, холод, мороз, ветер …)
Но есть и «февральская лазурь» (вспомните картину Грабаря), т.е. ощущение скорой весны, таяния снега. Уже первое предложение заявляет конфликт еще зимы и почти уже весны.
Можно предположить, что это пейзажное стихотворение?
О чем же это стихотворение? Какие словесные образы возникают?
«Февраль. Достать чернил и плакать!»
слякоть, лужи, проталины, пролетка (мир земли);
ливень (соединение неба и земли);
тысячи грачей, ветер (небо)
основа – высь - человек.
зрительные: весною черною горит, чернила, обугленные груши, проталины чернеют (черный – красный)
слуховые: грохочущая слякоть, благовест, клик колес (клик – победный возглас, создают ощущение праздника, торжества), ливень еще шумней, тысячи грачей // сорвутся в лужи и обрушат // сухую грусть на дно очей;
ветер криками изрыт.
слагаются стихи навзрыд – мир предстает звучащим на разные лады: здесь и плавность, и шуршание, и грохот…Все это музыка приближающейся весны – именно весна становится причиной вдохновения поэта, побуждает его к творчеству.
Образ пробуждающейся весны – внешний план;
процесс пробуждения поэзии – внутренний план.
Образ лирического героя: достать чернил и плакать; писать навзрыд; перенестись туда; чем случайней, тем вернее слагаются стихи навзрыд.
Выводы:
- острым зрением художника поэт видит образ «горящей» весны, наполненной музыкой обновления, преображения мира, омытого шумным ливнем, смывающим все обыденное, бытовое;
- конкретные, реальные внешние образы наполняются метафорическим смыслом;
- чувства, ощущения, переживания усиливаются, нарастают – лирический герой, прорвавшись в мир обновляющейся, обрушившейся на него потоком жизни, полной скрытого драматизма, обретает способность «слагать стихи», «писать о феврале навзрыд».
Природа и поэзия уравнены: поэзию творит (обращение к записи на доске в начале урока: он – творец, он – новатор) органическое включение поэта в мир живой природы, что и дает ему способность слышать полифонию пробуждающегося мира.
Список литературы:
- Пастернак Б. Сочинения: В 2 т. / Сост. А.Филиппова. – Тула: Филин, 1993. – (Миры)
- Большой справочник. Литература. Для школьников и поступающих в вузы.- М.: Дрофа,1998
- И.В. Золотарева, Т.И. Михайлова. Поурочные разработки по русской литературе. 11 класс. – М.: «Вако», 2003
- Конспекты уроков для учителя литературы: 11 кл.: Серебряный век русской поэзии: В 2 ч. / Под ред. Л.Г. Максидоновой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – (Методическая лаборатория).
- Шанский Н.М. Лингвистический анализ стихотворного текста : Кн. Для учителя / Н.М.Шанский. – М. : Просвещение, 2002 – 224с.