Публикации образовательных и педагогических статей, презентаций, докладов на конференциях

  • v-slovo.ru@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС77-79314 от 16.10.2020г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2712-8261 Смотреть

 
kn publ 2
 
 
kn publ 4
 
 
kn publ 3
 

Своеобразие поэтического мира Бориса Пастернака

Дата публикации: 2021-06-25 20:25:23
Статью разместил(а):
Белоконева Ирина Павловна

Своеобразие поэтического мира Бориса Пастернака

Автор: Белоконева Ирина Павловна

МОУ "Лицей № 9", Волгоград

 

Стихотворение памяти Бориса Пастернака:

Начну издалека, не здесь, а там,

Начну с конца, но он и есть начало.

Был мир как мир. И это означало

Все, что угодно в этом мире вам.

В той местности был лес, как огород, -

Так невелик и все-таки обширен.

Там, прихотью младенческих ошибок,

Все было так и все наоборот.

На маленьком пространстве тишины

Был дом как дом. И это означало,

Что женщина в нем головой качала

Ирано были лампы зажжены.

Там труд был легок, как урок письма,

И кто-то – мы еще не знали сами –

Замаливал один пред небесами

Наш грех несовершенного ума.      

<…>

Это стихотворение Беллы Ахмадулиной, которая по мировосприятию, по отношению к поэзии, поэтическому слову, может считаться преемницей Пастернака. Я позволю повторить себе две 2 строчки из стихотворения.

“Труд был легок, как урок письма”

“Замаливал…грех несовершенного ума”

О чем эти строки? На что обращает наше внимание Белла Ахмадулина?

“Замаливал…грех несовершенного ума”

“Труд был легок, как урок письма”

“План содержания”

(тема и содержание предложения, идейная и художественная позиция автора, его жизн. опыт и т.д.)

“План выражения”

(все поэтические пр-я выступают перед нами как та или иная  образная микросистема, ритмо-рифмически строго организованная. Содержательная языковая суть и формальная сторона).

Сегодня я попытаюсь соотнести “план содержания” и “план выражения” в лирике Пастернака, понять своеобразие и специфичность его стихотворного почерка.

Итак, 1910-1920 годы, когда стихи Пастернака получили широкую известность.

Был ли Пастернак единственным в эти годы?

Среди такого созвездия талантов легко затеряться, трудно найти свою нишу. Пастернак не затерялся. Начиная как футурист, в 1914-1918 гг. входил в группу “Центрифуга”. С футуризмом его связывало, по словам философа Федора Степуна, “искание и обретение новых поэтических форм, ведущих далее того, что было найдено уже символистами…, отрицание канонизированного синтаксиса, логической внятности мысли и необходимости зрительной реализации образа”.

О поэзии Б. Пастернака написано немало (как литературоведами, так и современниками-поэтами: работы Д. Лихачева, В. Альфонсова; М. Цветаевой, А. Вознесенского).

На что обратить внимание, читая критику? 

«При очевидном стремлении раствориться в жизни, Пастернак, тем не менее, на дух не принимает общих мест, он – творец, он – новатор, но не в средствах выражения, а в оригинальном образе мира».

«Он говорит о жизни на языке самой жизни. Поэтический мир Пастернака естественно и непреднамеренно сливается с миром природы и души человеческой. В том-то и смысл деятельности Бориса Пастернака, что Жизнь и Поэзию он рассматривает как синонимы» – план выражения (Л. Озеров).

«Одухотворяющая сила поэзии Пастернака заставляет думать и чувствовать – действия, движения, отвлеченные понятия. В этом секрет ее трудности для понимания. Поэзия делает невероятное и поэтому кажется непонятной» – план содержания, план выражения (Д. Лихачев).

«Для поэзии Пастернака характерна непроизвольность ассоциаций, образов, рожденных иногда простым созвучьем, иногда рифмой, иногда случайным поводом. Случайность в поэзии Пастернака становится почти законом – план выражения.» (Д. Лихачев).

«Пастернак не выдумщик, не фокусник, а зачинатель нового лада, нового строя русского стиха – план выражения, соответствующего зрелости и мужественности, достигнутой языком» (О. Мандельштам).

«Рассказывая о веснах и зимах, о дождях и рассветах, Пастернак повествует о природе самой жизни, мирового бытия, исповедует веру в жизнь – план содержания, которая, как нам кажется, главенствует в его поэзии и составляет ее нравственную основу. Жизнь в его толковании – нечто безусловное, вечное, абсолютное, воспринимающая стихия и величайшее чудо.

Человек определяется через природу, в сравнении с нею обретает свое место в жизни» (А. Синявский).

«И на мир он смотрит не только глазами поэта и прозаика, но и музыканта и художника» (Д. Лихачев).

«Склонность к философскому осмыслению жизни характеризует все творчество Пастернака – поэта-мыслителя, тяготеющего к искусству широких обобщений, большой духовной насыщенности» (А. Синявский).

«Замаливал…грех несовершенного ума»

«план содержания»

он – творец, он - новатор

поэт – мыслитель

говорит о жизни на языке самой жизни

поэзия делает невероятное и поэтому кажется непонятна

вера в жизнь

человек определяется через природу

«Труд был легок, как урок письма»

«план выражения»

он – творец, он - новатор

искусство широких обобщений, большой духовной насыщенности

жизнь и поэзию он рассматривал как синонимы

кажется непонятной

случайность становится почти законом

зачинатель нового лада, нового строя

человек определяется через природу

смотрит глазами музыканта и художника 

Попробуем убедиться в точности записанного, обратившись к стихотворению «Февраль. Достать чернил и плакать!»

Что это? Прогноз? Загадка?

что значит «Достать чернил и плакать»?

Плакать – перен. – творить, писать (чернила с пера – как капают слезы).

Начинается с назывного предложения «Февраль».

Какие ассоциации возникают со словом «февраль»?

(Поземка, вьюга, холод, мороз, ветер …)

Но есть и «февральская лазурь» (вспомните картину Грабаря), т.е. ощущение скорой весны, таяния снега. Уже первое предложение заявляет конфликт еще зимы и почти уже весны.

Можно предположить, что это пейзажное стихотворение?

О чем же это стихотворение? Какие словесные образы возникают?

«Февраль. Достать чернил и плакать!»

слякоть, лужи, проталины, пролетка (мир земли);

ливень (соединение неба и земли);

тысячи грачей, ветер (небо)

основа – высь - человек.

зрительные: весною черною горит, чернила, обугленные груши, проталины чернеют (черный – красный)

слуховые: грохочущая слякоть, благовест, клик колес (клик – победный возглас, создают ощущение праздника, торжества), ливень еще шумней, тысячи грачей // сорвутся в лужи и обрушат // сухую грусть на дно очей;

ветер криками изрыт.

слагаются стихи навзрыд – мир предстает звучащим на разные лады: здесь и плавность, и шуршание, и грохот…Все это музыка приближающейся весны – именно весна становится причиной вдохновения поэта, побуждает его к творчеству.

Образ пробуждающейся весны – внешний план;

процесс пробуждения поэзии – внутренний план.

Образ лирического героя: достать чернил и плакать; писать навзрыд; перенестись туда; чем случайней, тем вернее слагаются стихи навзрыд.

Выводы:

- острым зрением художника поэт видит образ «горящей» весны, наполненной музыкой обновления, преображения мира, омытого шумным  ливнем, смывающим все обыденное, бытовое;

- конкретные, реальные внешние образы наполняются метафорическим смыслом;

- чувства, ощущения, переживания усиливаются, нарастают – лирический герой, прорвавшись в мир обновляющейся, обрушившейся на него потоком жизни, полной скрытого драматизма, обретает способность «слагать стихи», «писать о феврале навзрыд».

Природа и поэзия уравнены: поэзию творит (обращение к записи на доске в начале урока: он – творец, он – новатор)  органическое включение поэта в мир живой природы, что и дает ему способность слышать полифонию пробуждающегося мира.                    

 

Список литературы:

  1. Пастернак Б. Сочинения: В 2 т. / Сост. А.Филиппова. – Тула: Филин, 1993. – (Миры)
  2. Большой справочник. Литература. Для школьников и поступающих в вузы.- М.: Дрофа,1998
  3. И.В. Золотарева, Т.И. Михайлова. Поурочные разработки по русской литературе. 11 класс. – М.: «Вако», 2003
  4. Конспекты уроков для учителя литературы: 11 кл.: Серебряный век русской поэзии: В 2 ч. / Под ред. Л.Г. Максидоновой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – (Методическая лаборатория).
  5. Шанский Н.М. Лингвистический анализ стихотворного текста : Кн. Для учителя / Н.М.Шанский. – М. : Просвещение, 2002 – 224с.

 

. . . . . . .