Публикации образовательных и педагогических статей, презентаций, докладов на конференциях

  • v-slovo.ru@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС77-79314 от 16.10.2020г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2712-8261 Смотреть

     
kn publ 1      kn publ 2
     
     
kn publ 4      kn publ 3
        

Информационно-коммуникативные технологии в начальной школе

Дата публикации: 2021-02-27 14:05:51
Статью разместил(а):
Матухнова Любовь Григорьевна

Использование информационно-коммуникативных технологий в начальной школе

Авторы: Матухнова Любовь Григорьевна

и Медведева Светлана Николаевна

МБОУ «СОШ № 5 г. Гурьевска»

 

Аннотация: В данной статье рассматривается возможность использования информационно-коммуникационных технологий в начальной школе как необходимое условие выполнения требований нового государственного стандарта второго поколения. Предоставленная информация поможет сделать уроки более содержательными, а также пробудить интерес у школьников к исследовательской деятельности. На практике доказывается то, что  применение информационных технологий  является эффективным средством в плане мотивации, систематизации и углубления знаний учащихся.

 

На начальную школу возложена ответственная задача. Мы должны раскрыть перед учениками широкое поле познания, научить их наблюдать, анализировать, делать выводы, отстаивать своё мнение. Современные дети должны понять, что не все вопросы имеют единственно верный ответ. Всё это значит, что в условиях перехода на ФГОС перед начальной школой стоит задача научить ребят думать, значит научить учиться. А учиться им предстоит долго. Без интереса марафон достойно преодолеть невозможно. Как важно сохранить желание учиться, с которым дети пришли в школу! Только с таким багажом они смогут  успешно продолжить обучение в средней и старшей школе, смогут найти себя в жизни и воплотить свои мечты.

Поэтому у учителей начальных классов часто возникают вопросы: Как изжить пассивность на уроке? Чем увлечь? Как увлечь? Что предложить или сделать такое, чтобы загорелись глаза, и открылась навстречу тебе душа? Кто или что поможет  увлечь детей в мир знаний; детей, только-только перешагнувших порог школы. Сегодня во всем мире идет интенсивный поиск новых форм обучения на основе компьютерных технологий, разрабатываются программные средства учебного назначения, которые могут быть использованы в обучении учащихся различным школьным предметам [3,34-39].

В Концепции модернизации российского образования поставлена важная задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации.

Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования. Одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования.

Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников и, в первую очередь, использование информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе.

Всё же при обучении детей младшего школьного возраста, нельзя не учитывать тот факт, что ребёнок, переступающий порог школы, уже знаком на практике с современными технологиями передачи и обработки информации, а в будущем он должен стать гражданином информационного общества. ФГОС является отражением социального заказа и должен учитывать потребности развивающего информационного общества. Одним из основных положений нового стандарта является формирование универсальных учебных действий. Но без применения информационно-коммуникационных технологий формирование УУД невозможно.

Тем самым ИКТ – компетентность становится фундаментом для формирования УУД в современной массовой школе. Так как любой этап урока можно оживить внедрением новых технических средств то использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет:

- развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;

 - овладевать практическими способами работы с информацией;

 - развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;

 - перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности.

Большая часть информации, предназначенной для ученика, передается посредством письма на бумажных носителях. Особую проблему составляет получение визуальной информации, что особенно важно, так как ученики начальных классов имеют наглядно-образное мышление. Развитие компьютерной техники позволяет преодолеть эти проблемы.

Одной из основных проблем обучения в начальной школе является резкая смена ведущей деятельности ребёнка с игровой на учебную, что влияет на формирование познавательного интереса. Формирование учебной деятельности часто не совпадает с игровыми потребностями ребёнка и очень болезненно воспринимается им. Для более плавного перехода от преимущественно игровой деятельности к учебной можно использовать возможности компьютерных технологий. Компьютер естественно вписывается в жизнь школы и является эффективным средством обучения. [1, 42-46]

Применение компьютерной техники ведёт к созданию новых технологий обучения. При этом не нужно разрушать всё то, что годами нарабатывалось отечественной школой. Эффективное сочетание классических методов обучения с ИКТ существенно дополняет и поддерживает традиционное обучение, а также позволяет свести работу за компьютером к регламентированной норме, а с другой стороны – достичь наибольшего педагогического эффекта. Однако, решая проблему информатизации школы нельзя забывать об основных инструментах работы преподавателя и ученика: доска, мел, ручка, тетрадь. Но сегодня эти традиционные инструменты предстают в новом исполнении. Их рационально заменяют компьютерные средства обучения, например, интерактивная SMART-доска. Педагогические возможности электронной доски, как средства обучения,  по ряду показателей намного превосходят возможности традиционных средств реализации учебного процесса [ 3,34-39].

Объяснение материала с использованием SMART-технологий позволяет сделать выступление учителя ярче, информативнее и увлекательнее. Интерактивная доска позволяет ускорить темп урока и вовлечь в него весь класс. Наглядность электронной интерактивной доски – это ценный способ сосредоточить и удерживать внимание учащихся. Наглядность учебы особенно ценна для работы с непоседливыми детьми, она целиком увлекает их. Все ученики класса уделяют больше внимания объяснениям преподавателя, доска достаточно велика, чтобы видели ее все. Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. Это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ.

Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ученика легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причем на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие. Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал, исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. При разработке презентации учитывается, что она быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами; вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации; усиливает воздействие выступления. Использовать презентации можно на всех этапах урока. Более эффективное применение мультимедиа на каждом уроке будет тогда, когда используем не весь урок, а фрагменты более сложных вопросов [4,21-25].

 В настоящее время почти 100% учащихся в возрасте от 7 до 17 лет используют компьютер. Работа с компьютером является привлекательным для школьников видом деятельности.

Интерес к виртуальному получению знаний является одним из мощных мотивов учащихся к познанию.

Применяемые компьютерные программы можно разбить на три большие группы: презентации, информационно-обучающие, тестирующие.

Презентации - средство развития познавательной активности учащихся при изучении предмета. Это наглядность, дающая возможность учителю выстроить объяснение на уроке логично, научно с использованием видеофрагментов. При такой организации материала включаются три вида памяти учеников: зрительная , слуховая, моторная. Презентация даёт возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. При закреплении можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения у школьников. Информационно – обучающие программы позволяют моделировать и наглядно демонстрировать содержание изучаемых тем, полностью реализовать принцип адаптивности к индивидуальным возможностям ребёнка, соответствовать индивидуальному темпу учебно – познавательной деятельности.

Обучение носит диалоговый характер, при котором учитель в любой момент может внести в него необходимые коррективы. На уроках могут оптимально сочетаться индивидуальная и групповая формы работы. Ученики находятся в состоянии психологического комфорта. Таким образом, достигаются идеальные варианты индивидуального обучения с использованием визуальных и слуховых образов.

Применение тестирующих программ обеспечивает строго индивидуальные и дифференцированные диагностику и контроль знаний учащихся. Преимущества тестирования: объективность, простота, массовость.

Наиболее распространенным в опыте работы учителей начальных классов является применение мультимедийных технологий посредством использования одного компьютера на класс, изображение с которого выводится на экран. Психологические особенности развития младших школьников, такие, как наглядно-образное мышление, непроизвольное внимание к яркому и динамичному, переключаемость от игровой деятельности к учебной, эмоциональная подвижность, создают благоприятные условия для включения мультимедийных технологий в учебный процесс.

Мультимедиа в переводе с английского означает «много средств»; звук, видео, графика (схемы, фотографии, рисунки). Если выразиться кратко, мультимедиа – это компьютер плюс проектор, позволяющие спроецировать на экран информацию из любого компьютера Сети, а также из телевизора, видеомагнитофона и т. д. Проведение уроков с наглядной компьютерной демонстрацией помогает ученикам лучше запоминать материал, более глубоко проникать в суть изучаемого вопроса.

Мультимедийную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, усиливающегося при подключении зрительной памяти. По результатам исследования большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио и видеоинформации повышает запоминаемость до 30-50%.

Мультимедиапрограммы представляют информацию в различных формах и тем самым повышают эффективность процесса обучения. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, составляет в среднем 30% , а приобретенные с использованием мультимедийных программ знания сохраняются в памяти учащихся значительно дольше. С методических позиций мультимедиа имеют следующие демонстрационные преимущества:

- представляют в трехмерном пространстве информацию, которая может быть дозирована в соответствии с особенностями процесса обучения;

- с помощью слайдов можно применять разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную;

- можно использовать различные видеофрагменты, картинки, схемы, диаграммы, показывать опыты, которые по требованиям охраны труда нельзя проводить в школе.

 Мультимедиаресурсы за счет увеличения доли информации, представленной в визуальной форме, открывают перед учителем новые возможности подачи учебного материала (цветные динамические иллюстрации, звуковое сопровождение, фрагменты «живых» уроков и пр.) Электронные способы получения, хранения и переработки информации позволяют вводить новые виды педагогической и учебной деятельности (создание учебных сайтов, составление словарей, справочников и т.п.) У школ и отдельных учителей появляются возможности создания электронных библиотек с готовыми мультимедиаресурсами, автоматизированного составления разнообразных дидактических материалов.

При использовании в обучении математике, русскому языку, окружающему миру мультимедийных технологий традиционная структура урока может принципиально не меняться. В ней по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменяются только их временные характеристики и насыщенность. Мультимедиапрезентации более востребованы для обучения учащихся с визуально – аудиальной модальностью восприятия и расширяют возможности в усвоении материала учащимися с кинестетической модальностью восприятия.

Мультимедийная презентация наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока:

- образовательный аспект – восприятие учащимися учебного материала, осмысление связей и отношений между объектами изучения;

- развивающий аспект – развитие у учащихся познавательного интереса, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация их творческой деятельности;

- воспитательный аспект – формирование научного мировоззрения, умения четко организовывать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, способности к взаимопомощи.

При разработке уроков учителя могут использовать программу Power Point, которая предназначена для создания слайдов и образования единой слайд-презентации.

Слайд-презентацию очень удобно использовать при подготовке для каждого этапа урока. При этом необходимо учесть ряд основных требований. Слайд должен содержать минимально возможное количество слов. Для надписей и заголовков следует употреблять четкий крупный шрифт, ограничивать использование текста. Лаконичность – одно из исходных требований при разработке учебных программ. Лучше всего выносить на слайд предложения, определения, слова, термины, которые учащиеся будут записывать в тетради, прочитывать их вслух во время демонстрации презентации. Размер букв, цифр, знаков, их контрастность определяются возможностью их четкого рассмотрения с последнего ряда парт. Предпочтительна заливка фона, букв, линий краской спокойного «неядовитого» цвета, не вызывающего раздражения и утомления глаз.

Для текста лучше не использовать ярких тонов, приемлемым являются коричневый, бордовый цвета.

Для лучшего усвоения учащимися знаний следует предлагать слайды, оформленные в одном тоне, но только не в белом: так как экран сам по себе яркий, белый цвет действует на детей угнетающе и их зрительная активность снижается. Для фона лучше использовать спокойные холодные тона: зеленый, фиолетовый, синий. Для оформления фона можно использовать различные картинки, но так, чтобы фоновый рисунок не отвлекал внимание учащихся от текста.

Чертежи, рисунки, фотографии и другие иллюстративные материалы должны по возможности иметь максимальный размер, равномерно заполнять все экранное поле. Нельзя перегружать слайды зрительной информацией.

Звуковое сопровождение слайдов не должно быть резким, отвлекающим.

На просмотр одного слайда следует отводить достаточно времени (не менее 1 мин), чтобы учащиеся могли сконцентрировать внимание на экранном изображении, проследить последовательность действий, рассмотреть все элементы слайда, зафиксировать конечный результат, сделать записи в рабочих тетрадях.

При использовании на уроке мультимедиаресурсов учитель получает возможность гибко менять формы учебного взаимодействия с учащимися (смена фронтальных, групповых и индивидуальных форм, варьирование доли самостоятельности обучаемых, индивидуализация обучения на основе учета познавательного стиля школьника, представление учащемуся возможности работать в индивидуальном темпе и т.п.), а также применять новые формы учебного взаимодействия учащихся между собой [ 6,42-45].

В перспективе в школьной практике будут шире применяться такие формы организации учебного взаимодействия, как групповые проекты, при создании которых могут использоваться возможности глобальных сетей; электронные конференции с коллективным участием в них школьников; поиск мультимедиаресурсов для рефератов и докладов; создание презентаций учащимися и т. п. При желании учитель может организовать сюжетно-ролевые игры в ходе коллективного решения задач на основе общения, опосредованного компьютером, между отдельными учениками, группами учащихся, смежными классами. Использование же интерактивной доски поможет учителю значительно интенсифицировать процесс обучения, сделать более эффективными фронтальные формы работы.

Дидакты предупреждают, что учебный эффект всякого наблюдения будет зависеть от того, насколько учитель, использующий в своей работе мультимедийные образовательные программы, сумеет объяснить учащимся, что и для чего они должны наблюдать, а также сумеет привлечь и сохранить внимание учеников на протяжении всего процесса обучения.

Таким образом, в преподавании стоит трудная задача выбора оптимальной зрелищности, которая помогла бы обучению, а не мешала ему.

Рассмотри подробнее возможности использования компьютера как эффективного средства создания проблемных ситуаций на уроках в начальной школе. Учитель может, например, отключить звук  и предложить ученикам прокомментировать наблюдаемое на экране. Затем учитель может либо посмотреть с учениками материал еще раз со звуком, либо не возвращаться к просмотру, если учащиеся успешно справились с заданием. Условное название этого приема «Что бы это значило?».

Можно остановить кадр и предложить ученику попробовать, проделав мысленный эксперимент, описать дальнейшее протекание процесса. Условное название этого приема «А что будет дальше?». Так можно либо создать проблемную ситуацию, связав ее с темой урока, либо на основе иллюстрации, анимации закрепить изученное. Проблемные ситуации хорошо работают в сильных классах, но с еще большим успехом их можно применять в слабых классах, т. е. в классах компенсирующего обучения и классах коррекционно – развивающего обучения. Включение проблемных ситуаций активизирует у школьников память, речь, мышление. У учащихся КО и КРО эффективность запоминания увеличивается в два раза, так как «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», повышается работоспособность.

Эффективность обучения с помощью средств ИКТ в значительной степени зависит от правильного выбора приёмов их использования. Даже с совершенным программным продуктом ученик работает с истинным удовольствием лишь до тех пор, пока присутствует элемент новизны. Использование информационных технологий вызывает у детей интерес, активизирует познавательную деятельность, даёт возможность самореализации личности младших школьников, способствует умению общаться, то есть является эффективным средством развития коммуникативных качеств личности.

Информационная компетентность школьников необходима для качественного освоения всех учебных предметов. Овладение компьютерной культурой, формирование информационной компетенции школьников - необходимое условие включения подрастающего поколения в мировое информационное пространство. Таким образом, внедрение новых информационных технологий в учебный процесс начальной школы позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся для развития индивидуальных качеств. Школьник овладевает умениями, которые необходимы любому современному человеку [2,81].

В заключение хочется сказать, что применение ИКТ-технологий учителем начальных классов не должно и не может быть самоцелью модернизации начального образования. Недопустимо, чтобы основную часть времени младшие школьники проводили за компьютерами, а разнообразные формы вербального взаимодействия учителя и учеников, детей друг с другом сводились к минимуму. Одним из средств сохранения баланса между использованием современных технических средств в обучении и традициями начального образования является технологическая культура учителя. Технологическая культура определяет то, как, каким образом, с помощью чего достигается результат, отвечает на вопрос: «Почему именно так, а не иначе?»

 

Литература:

1. Бурлакова А.А. Компьютер на уроках в начальных классах [Текст] / Бурлакова А.А. // Начальная школа плюс До и После.- 2007.-  №7. С.42-46.

2. Булин-Соколова, Е.И. Формирование ИКТ-компетентности младших школьников [Текст]: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Е.И. Булин-Соколова, Т.А. Рудченко, А.Л. Семенов, Е.Н. Хохлова. – М.: Просвещение, 2011.- 100 с.

3. Ефимов В.Ф. Использование информационно- коммуникативных технологий в начальном образовании школьников [ Текст] /Ефимов В.Ф. - // Начальная школа.  – 2009. - №2 . – С.34-39.

4. Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс [Текст] / Захарова Н.И // Начальная школа.-2008. - №1. C.21-25.

5. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств.[Текст ] / Селевко Г. К.  – М.:  НИИ школьных технологий, 2005.-136c.

6. Суровцева И. В. Добываем знания с помощью компьютера. [Текст] / Суровцева И. В  //Начальная школа плюс До и После.- 2007.-  № 7. С.52-54.

. . . . . . .