Публикации образовательных и педагогических статей, презентаций, докладов на конференциях

  • v-slovo.ru@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС77-79314 от 16.10.2020г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2712-8261 Смотреть

     
kn publ 1      kn publ 2
     
     
kn publ 4      kn publ 3
        

Необходимость развития финансовой грамотности у школьников

Дата публикации: 2021-02-16 18:08:29
Статью разместил(а):
Шпиц Татьяна Юрьевна

Необходимость развития финансовой грамотности у школьников

 Автор: Шпиц Татьяна Юрьевна

МБОУ «Школа № 45» г. Прокопьевск

 

Аннотация: В этой статье автор пишет о том, что развитие финансовой грамотности необходимо начинать в школьные годы. Без соответствующего уровня знаний финансовой грамотности невозможно уверенное распоряжение личными доходами.

Ключевые слова: финансовая грамотность, финансовые знания, школьники.

 

Если хочешь быть богатым, нужно быть финансово грамотным.

Роберт Кийосаки

Фина́нсы (фр.finances—денежные средства) -это совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования денежных средств.

Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать. Другими словами – это знание, позволяющее достичь финансового благополучия и оставаться на этом уровне всю свою жизнь.

В современном мире все больше внимания уделяется финансовой грамотности, а без базовых знаний и навыков, без соответствующего уровня знаний невозможно уверенное распоряжение личными доходами.

Более того современные дети являются активными потребителями и все больше привлекают внимание розничных торговых сетей, производителей рекламы и банковских услуг. В подобной ситуации недостаток понимания и практических навыков в сфере потребления, сбережения, планирования и кредитования может привести к необдуманным решениям и опрометчивым поступкам, за которые придется расплачиваться в течение многих лет на протяжении жизни.

Поэтому научить обучающегося азам финансовой грамотности — важная и нужная задача школы.

Финансовая грамотность представляет собой достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, который позволяет правильно оценивать ситуацию и принимать разумные решения. Финансовая грамотность включает управление своими доходами и расходами.

Быть финансово грамотным – очень важно для современного человека. Практически ежедневно человек сталкивается с финансами и подчас не знает или не понимает как ими правильно воспользоваться. За всю жизнь через руки человека проходит  много финансов, поток которых человеку необходимо контролировать. Он должен уметь принимать обоснованные решения по использованию и управлению своими  деньгами. Поэтому финансовая грамотность является важнейшим фактором  жизненного благополучия и успеха  человека.

Каждый день любого человека насыщен социально-экономическими связями: общение с одноклассниками, родственниками, коллегами; осуществление товарно-денежных операций в форме покупок товаров и услуг.

Оглянитесь вокруг и посмотрите, что происходит. Деньги в наше время стали важнейшей материальной ценностью. Без них сейчас никуда. Нас окружает много красивых машин, роскошного жилья, дорогих ресторанов и прочих достижений цивилизации! Всё это привлекает и стоит не малых денег. Современные школьники, учась в школе, уже должны понимать, что «красивая жизнь» не дается просто. Для получения благ необходимо хорошо учиться для того, чтобы поступить в престижный институт, где можно получить хорошее образование. Чем более востребованный специалист, тем больше доход. Приобретая финансовые навыки, человек учится не только зарабатывать, но и преумножать свои доходы, а следовательно, и рационально их тратить.

Представьте, что у всех людей забрали деньги, поделили их поровну и затем обратно вернули. Через какое-то время те, кто раньше были богатыми, снова станут богатыми, а те, у кого раньше не было денег, снова их не будет. А всё почему? Потому что у одних людей есть навыки управления деньгами, а у других нет.

Обратите внимание на тот факт, что очень много людей привыкло надеяться на кого-либо (на государство, на своего работодателя, удачу, авось и т. д.), но мало кто рассчитывает на свои силы, в меру своей безграмотности.

В современном мире просто необходимо учиться правильному обращению с деньгами. Есть такое выражение – деньги любят счёт. Это значит, что надо уметь не только считать деньги или подсчитывать сдачу. Это учёт всех своих затрат и их планирование, даже можно сказать – планирование своей жизни, ведь в ней всё продаётся и всё покупается.

Контроль над расходами является базовым навыком общей финансовой культуры. 

Понимание процесса накопления денег, создание дохода, управление тратами – все это поможет приумножить свои накопления. Не стоит забывать о нормативной базе, экономически подкованный человек всегда платит налоги вовремя, что делает его законопослушным и успешным гражданином.

Необразованность в области финансов затрагивает все возрасты и все социально-экономические уровни. Отсутствие финансовой грамотности может привести к большому объему задолженности и принятию плохих финансовых решений.  Финансовая грамотность помогает людям стать самодостаточными, чтобы они могли достичь материальной стабильности.

Знания в области финансовой грамотности способствуют принятию грамотных решений, минимизируют риски и, тем самым, способствуют повышению финансовой безопасности населения. Она помогает нам мыслить более разумно, рационально тратить свои средства, планировать свое будущее. Ее нельзя недооценивать, ведь от нее зависит благополучие человека. Именно финансовая грамотность учит нас, как правильно копить, приумножать, создавать свои сбережения.

Сбережения – часть денежных доходов населения, которую люди откладывают для будущих покупок, удовлетворения будущих потребностей; представляют разницу между располагаемым доходом и потребительскими расходами. Современный человек должен уметь управлять своими сбережениями. Если человеку не удается этого сделать, то ему будет сложно жить в современном мире.

 Можно рассмотреть пример. Молодой человек, окончив школу решил получать образование в учебное заведение, которое находится в другом городе. Родители его полностью контролировали и финансово обеспечивали. Попав в новую среду и столкнувшись с проблемами, он оказался неготовым к финансовой самостоятельности. Полученные от родителей деньги, он с удовольствием тратил на удовольствия и развлечения, в итоге остался без средств к существованию. Молодой человек, оказавшись финансово неграмотным, не смог правильно распределить свои и финансы. Со временем, такое поведение входит в привычку. Человек взрослеет, а его привычки остаются прежними. Такое же поведение финансовой безграмотности он может передать и своим детям. Ведь именно родители должны прививать ребенку основные правила общения с финансами. Но, являясь финансово неграмотными, они не смогут сделать этого.

Нужно всегда помнить, что современные дети – это будущие участники финансового рынка, заемщики, вкладчики и налогоплательщики. Поэтому обучение финансовой грамотности целесообразно начинать с раннего возраста.

Финансовые знания, приобретенные на этапе формирования личности, помогут школьникам быть более целеустремленными и ответственными взрослыми. Эти бесценные знания смогут заметно в дальнейшем облегчить им жизнь. Главное, чтобы знания не оставались теорией, а были применимы в реальной жизни, действовали на практике.

Уже в школьном возрасте у ребёнка необходимо сформировать такие базовые понятия о финансовой грамотности, которые в последующем позволят ему принимать оптимальные финансовые решения, с успехом решать возникающие финансовые проблемы, своевременно выявлять и предотвращать финансовые мошенничества.

Экономические знания и умение решать простейшие финансово ориентированные задачи необходимы не только будущему экономисту, но и каждому человеку, так как современный человек практически каждый день участвует в различных финансовых операциях: от совершения покупок до получения кредита. Если знание как принимать экономические решения можно почерпнуть из специальной литературы, то умение мыслить экономически достигается только при решении практических задач.

Умение применить математические знания для решения жизненных проблем не может появиться само собой. Этим умениям необходимо обучать целенаправленно. Особую роль в формировании финансовой грамотности призвана решать математика, в курсе которой поэтапно формируется, умение рационально распоряжаться финансами.

При решении практико-ориентированных финансовых задач школьники, учатся планировать бюджет, рассчитывать налоги, сравнивать прибыль от различных видов вложения своих финансов и т.д. А также знакомятся с основными экономическими понятиями.

Большую часть финансовых задач, необходимых для выполнения простейших экономических расчетов в повседневной жизни, составляют задачи на проценты, которые решаются с помощью пропорции.

С особым интересом решаются задачи на расчет кредитов и вкладов. Уже в 8 классе у многих школьников появляются банковские карты, и первые знания о вкладах им просто необходимы.

Решая задачи, в которых рассчитывается семейный бюджет, школьники начинают задумываться о необходимости выбора между нужным и важным, между первостепенным и второстепенным, об экономии семейного бюджета.

Не менее интересные задачи, в которых рассчитывается технология производства, ребята знакомятся с производством различных товаров в различных отраслях промышленности.

Задачи, в которых рассматривается процесс торговли и покупок, вызывают заинтересованность со стороны учащихся, так как с этим они сталкиваются ежедневно.

Решение подобных задач поможет школьнику осознать ценность денег и привить навыки правильного счета денег.

Финансово грамотный человек лучше подготовлен к кризисным ситуациям в экономике, он знает, как защитить себя, сберечь и приумножить свои накопленные средства, принять правильные инвестиционные и финансовые решения.

Лучшим этапом жизненного цикла человека, на котором ему может быть предоставлена возможность получить навыки финансовой грамотности, является этап получения образования в школе, поскольку в современном мире дети значительно раньше сталкиваются с деньгами, понимают их значение и учатся зарабатывать, школа должна помогать учащимся начинать адаптацию к активной жизни в условиях рынка. 

Грамотность в сфере финансов, так же, как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

 

. . . . . . .