Проектная деятельность как одна из составляющих успешной работы по краеведческому воспитанию

Дата публикации: 2021-02-14 10:38:11
Статью разместил(а):
Маслиёва Елена Александровна

Проектная деятельность, как одна из составляющих успешной работы по краеведческому воспитанию

Авторы: Маслова Светлана Николаевна,

Маслиёва Елена Александровна,

Зюзюкина Ирина Александровна

МБОУ  «Томаровская СОШ №1»Яковлевского городского округа

 

Аннотация: В эпоху социальных преобразований и научно-технических революций особое значение приобретает совершенствование системы школьного образования. Действующие программы и методики изучения многих дисциплин ориентируют школу на кабинетно-урочный тип проведения занятий, что не позволяет в полной мере использовать огромный образовательно-воспитательный потенциал. 

Ключевые слова: краеведческое воспитание, малая родина, деятельностный подход, школа, проектная деятельность.

Тематическая рубрика: общая педагогика.

 

Одной из важнейших задач в условиях ФГОС должно стать повышение интереса учащихся к процессу обучения. Современное содержание образования требует от учителя поиска новых направлений, форм и методов педагогической деятельности. Не всё можно успеть на уроке, поэтому дополнительное образование является помощником в нашем общем деле обучения и воспитания будущего поколения.

Одним из направлений дополнительного образования стоит рассматривать краеведческую работу. Мы много говорим о больших городах, о привлекательности зарубежных мест, а вот своё, родное и близкое остаётся на втором месте. Пришло время говорить и учить любить свою малую родину, свою школу, своих людей, которые приносят  славу и процветание нашим родным местам. 

Согласно ФГОС второго поколения, основным подходом в современном образовании является деятельностный подход. На наш взгляд, одним из значимым и наглядных  методом для организации  учебно-воспитательного процесса и дополнительного образования  является  метод проектов. Через проектную деятельность формируются абсолютно все универсальные учебные действия, прописанные в Стандарте. Проектная деятельность учащихся очень логично вписывается в структуру ФГОС второго поколения и полностью соответствует заложенному в нем основному подходу.

Проект - временная целенаправленная деятельность на получение уникального результата. Проектная деятельность является частью самостоятельной работы учащихся. Качественно выполненный проект — это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы. Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов. Работа над проектом помогает правильно отбирать информацию, учит умению анализировать, составлять письменный отчет, формирует позитивное отношение к работе, создает условия для отношений сотрудничества между учителем и учащимся. Повышение мотивации и развитие творческих способностей учащихся происходит из-за наличия в проектной деятельности ключевого признака — самостоятельного выбора, отсюда и повышенный интерес, и  стремление к эффективному решению. В нашей школе учителя иностранного языка давно опробовали и успешно применяют метод проектов на всех ступенях обучения иноязычному общению.

Долгосрочным проектом в школе стал оздоровительный летний лагерь, где праймтайм мы отдали социальному фактору и коммуникативности, а основное направление было краеведческим. В нашей школе летний оздоровительный лагерь никогда не был лингвистическим, но элементы иноязычного общения присутствовали всегда. Вообще, учителя-иностранцы пользуются любой возможностью популяризации своего предмета.

В этом году наш поселок праздновал свой юбилей – 360 лет. И, конечно, все мероприятия были подчинены этому событию. Поэтому краеведческая составляющая обучению иностранному языку присутствовала  в полной мере. Дети примеряли на себя разные роли, например, экскурсовода во время проведения экскурсии, организатора мероприятия (конкурс стихов), участника жюри и т.д. Все мероприятия носили неформальный характер, т.е. безоценочный. Какие-то недочеты, даже ошибки, не принципиальны. Главное, что дети коммуницируют на иностранном языке, взаимодействуют с другими социумами: библиотекой, Домом культуры, музеем и т.д. Кстати, о посещении школьного музея. Вот, где в полной мере можно заняться воспитанием на местном материале. Это ещё один наш долгосрочный и успешный проект. Когда заходит речь о посещении музея, надо честно сказать, не всем школьникам это нравится.

В нашей школе традиционно проводятся музейные уроки. Казалось бы, что нового можно узнать в школьном музее, экспонаты которого ты знаешь уже с начальной школы. Но в этот раз все мы, и дети, и учителя  были удивлены. Нашим школьным музеем руководит удивительный человек Басаргина Анна Андреевна. И, вот, она подготовила выставку, которая называется «Буревестники революции». События гражданской войны, давняя история, всё это мы знаем из учебников. Но каково было всеобщее удивление, что оказывается наш земляк, принимал непосредственное участие в этих событиях и, даже, есть памятник этому героическому человеку. 

Итак, обо всем по порядку. Оказывается, командование Черноморского флота знало о подготовке восстания на кораблях, и, в частности, на броненосце «Потёмкин». Весть о событиях 9 января 1905 года в Петербурге Севастополь встретил забастовками протеста. Уже в конце апреля 1905 года командование начало перемешивать экипажи, надеясь разрушить этим сложившиеся матросские организации, списывать неблагонадежных матросов на берег, заменяя их новобранцами. О подготовке восстания на «Потёмкине» знала почти вся команда, и более 100 человек состояло в революционных группах. Протест возник стихийно. Во время утренней приборки матросы увидели доставленное на камбуз испорченное мясо. Повара отказались готовить, хотя судовой врач признал мясо годным к употреблению в пищу. Командир Голиков предупредил, что матросы, которые откажутся повиноваться, будут повешены. Была сделана попытка переписать бунтовщиков, что спровоцировало восставших. Один из офицеров застрелил руководителя большевистской группы Г.Н. Вакуленчука. Жестокая расправа стала последней каплей, переполнившей чашу терпения матросов.

Восставшие заняли важнейшие посты на корабле в соответствии с ранее намеченным планом. Команда расправилась с офицерами. Для руководства восстанием и управления броненосцем избрали комиссию, председателем стал А.Н.Матюшенко, членом комиссии – Е.Р.Бредихин. Ефим Романович Бредихин родился в 1881 году в селе Мощёное, что недалеко от Томаровки, был артистом, канатоходцем в передвижном цирке. В 1902 году был призван  на флот. Ефим Романович был одним из самых активных участников восстания. Восставшие не получили поддержки и им пришлось сдаться властям Румынии. Румынские власти объявили условия сдачи: корабль остается в хорошем состоянии, команда сходит на берег только с личными вещами, свободное проживание команды на территории Румынии; потёмкинцы обязуются не заниматься в Румынии политической деятельностью. В королевской Румынии на матросов «Потёмкина» были заведены специальные охранные дела. Особое внимание департамент полиции уделял деятельности бывших членов судовой комиссии броненосца. Бывших матросов Бредихина и Соловьева, служивших в ресторане эмигранта Андрея Булатова, румынское правительство выслало из страны. Бредихин оказался во Франции и решил нелегально вернуться в Россию. В Москве он был почти сразу арестован. Севастопольским военно-морским судом он был приговорен к 15 годам каторги. В севастопольской тюрьме судьба еще раз свела его с руководителем судового комитета А.Н. Матюшенко, которого севастопольский суд приговорил к смертной казни. Е.Р.Бредихин 10 лет провел в тюрьмах, на Нерчинских рудниках.

Освободили его события 1917 года. Вернувшись на родину, Бредихин Е.Р. стал командиром третьего батальона восьмого  партизанского полка второй Украинской Советской дивизии и принимал активное участие в борьбе с немецко-гайдамацкими оккупантами на Белгородчине в декабре 1918 года. Ефим Романович умер от тифа в 1919 году и похоронен в селе Мощёное. В 1988 году был открыт памятник в селе погибшим  героям гражданской войны и Е.Р. Бредихину.  Память о Ефиме Романовиче хранят его родственники. Особенно большую поисковую работу по сбору архивных документов выполняет его внучатый племянник Виктор Степанович Бредихин.

Вот такую историю мы узнала при посещении нашего музея. В выходной день мы съездили в Мощеное, увидели памятник и почтили память нашего героического земляка. Кстати, этот памятник Герою гражданской войны, находится рядом с памятником погибшим в годы Великой отечественной войны. Это так символично и трогательно, как будто какая-то ниточка связывает воедино всех героев, и они напоминают нам, благодаря кому мы живём. Почему-то здесь, в тихом месте маленькой деревни, у памятника под березами, вспомнились слова известной песни «С чего начинается Родина…» Так, вот, Родина большая и маленькая начинается с памяти.

А помять хранится в музеях: и больших, известных всему миру, и маленьких - школьных.  Значит, еще одно из направлений краеведческой работы и воспитания обучающихся, являются музейные уроки. Надо всеми возможными способами урочной и дополнительной деятельности в любой предметной сфере: будь-то начальная школа или иностранный язык, донести до детей,  что это очень важно знать как можно больше о своих родных местах и людях, которые принесли славу и известность нашей Томаровке.

Прекрасно, что есть маленькие школьные музеи, которые у современных подростков, любителей гаджетов, могут вызвать чувства гордости за свою малую родину и заставят задуматься о том, как ты будешь жить, вспомнят ли о тебе добрым словом. 

 

Список литературы:

1. Бондарева А.В. Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках английского языка во внеурочное время // Педагогическое мастерство: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). - М.: Буки-Веди, 2016. С. 169-172.

2. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2000. № 2.