Публикации образовательных и педагогических статей, презентаций, докладов на конференциях

  • v-slovo.ru@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС77-79314 от 16.10.2020г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2712-8261 Смотреть

 
kn publ 2
 
 
kn publ 4
 
 
kn publ 3
 

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС

Дата публикации: 2021-02-03 19:19:13
Статью разместил(а):
Пелевина Ирина Александровна

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС

Автор: Пелевина Ирина Александровна

МБАОУ "СОШ № 100", г. Нижний Тагил, Россия

 

Аннотация: в статье рассматривается применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе в условиях реализации ФГОС, использование которых способствует формированию полезных привычек у детей, помогает осуществлять профилактику заболеваний возникающих в следствии воздействия  школьных факторов риска.

Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, начальная школа, сохранение здоровья.

Тематическая рубрика: Начальная школа.

 

Самый драгоценный дар, который человек получает от природы - это здоровье. Процесс организации здоровьесберегающего обучения должен носить комплексный характер, поскольку согласно данному Всемирной организацией здравоохранения определению, здоровье представляет собой «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Бесспорно, что успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок поступил в школу. В дальнейшем сохранение и укрепление здоровья школьников будет зависеть от правильной организации учебного процесса. В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников.

Таким образом, целью современной школы можно считать создание такой среды обучающей, воспитывающей, развивающей, которая способствует наиболее полному раскрытию задатков ребенка, обеспечивает ему условия для формирования интереса к учению, максимальной творческой самостоятельности, активности. В этом и состоит суть педагогической заботы о здоровье ребенка.

В.А.Сухомлинский писал: "Забота о человеческом здоровье, тем более о здоровье ребенка - это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества". [2] Использование здоровьесберегающих технологий в обучении помогает предупреждению социальных отклонений в образе жизни школьников, в профилактике девиантного поведения, в предупреждении вредных и формировании полезных привычек, повышению качества образовательных услуг.

Перед учителями начальных классов, стоит особая задача: сохранить здоровье ребёнка, приучить его к активной здоровой жизни. Здоровый ученик с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами.

Здоровье сберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы. Чтобы сохранить и укрепить здоровье учащихся, нужно реализовать следующие условия:

· выявлять и учитывать показатели здоровья учащихся (на каждого ученика с 1 класса ведется запись о его состоянии здоровья, в связи  с этим учитывается место посадки за партой, индивидуальную работу на  уроке, домашнее задание);

· правильно организовать место и время учебной деятельности (выстраиваем урок в рациональном режиме, т.е. с чётким чередованием различных видов деятельности и отдыха учащихся: через каждые 10-15 минут).

В образовательном процессе необходимо учитывать психологические особенности учеников, что позволяет его сделать более эффективным.

В своей работе я широко использую нестандартные уроки: уроки-игры, уроки-соревнования, уроки-конкурсы. Приёмы с элементами соревнования благотворно влияют на здоровье. Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приёмами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызывать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.

Регулярно на уроках русского языка, математики, окружающего мира я применяю групповую работу, в ходе которой уровень осмысления и усвоение материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе. Во время работы в группах движения детей не ограничены, если возникает необходимость, они могут свободно перемещаться по аудитории, вставать из-за рабочего места. Это помогает решить одно из условий здоровьесберегающего обучения – избежать длительного сидения за партой.

Физкультминутки - естественный элемент урока в начальной школе, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Они помогают снять статистическое утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление.

В состав упражнений включаются: упражнения по формированию осанки, укреплению зрения, укреплению мышц рук, упражнения для ног, потягивание, массаж рук, упражнения, направленные на стимуляцию диафрагмального  дыхания. Ребята сами разучивают комплекс упражнений и показывают его товарищам.

Эффективно использую приём "Вставки о здоровье на уроках". Так, например, на уроках русского языка обучающиеся выполняют задание «Вежливые слова и здоровье». Детям предлагается списать с доски слова: спасибо, пожалуйста, с добрым утром, спокойной ночи, подумать и решить, что общего между этими словами. Также ребятам необходимо продолжить этот список.

Ребята, эти слова называют волшебными. Они добрые, ласковые. Такими становятся и люди, которые их говорят и которые их слышат. Говорите чаще друг другу «Спасибо». Когда люди здороваются, они желают здоровья, а желания рано или поздно исполняются. Давайте вместе скажем:

- Я хочу быть здоровым!

- Я могу быть здоровым!

- Я буду здоровым!»

На уроках литературного чтения дети любят читать сказки, многие из которых позволяют делать обобщённый вывод о здоровом образе жизни, безопасном поведении. Например, при чтении сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» они делают вывод, что для питья можно использовать только чистую воду. В открытом водоёме вода не может быть чистой, её надо кипятить. Даже если вода прозрачная, это не значит, что она чистая. Есть невидимые глазом микробы, которые вызывают кишечные заболевания. Тут же формулируют правила: «Мойте руки перед едой», «Мойте руки после туалета», «После еды прополощите рот» и т.д.

На уроках изобразительного искусства в работе с детьми мы применяем элементы арт-терапии, которую можно правомерно представить как здоровьесберегающую инновационную технологию. Она может проявляться через систему методов спонтанного творчества наравне с другими технологиями психологической и социальной работы.

Применение арт-терапевтических приемов в работе с учениками на занятиях, позволяет развивать навыки общения, групповой сплоченности, у детей появляется чувство значимости, повышается самооценка, а также создается комфортный психологический климат на уроке и в детском коллективе. 

Комфортное начало и конец урока, что обеспечивает положительный эмоциональный настрой ребенка, достигается с помощью применения таких приёмов, как использование положительных установок на успех («Я смогу», «У меня всё получится» или умение настроить себя и других на положительную волну «Улыбнись другу», «Улыбнись самому себе»).

Правильная организация обучения детей даёт возможность предотвратить появление утомления и переутомления организма, а так же помогает осознать важность сохранения здоровья.

Можно сделать вывод, что применение здоровьесберегающих технологий в процессе обучения и воспитания младших школьников формирует у них важнейшие коммуникативные навыки, повышает качество образовательных результатов, а также позволяет сохранять здоровье. Великий гуманист и педагог Ж.Ж. Руссо сказал: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».

 

Литература:

1. Безруких М.М., Сонькина В.Д. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе. Методология, формы, методы, опыт применения - методические рекомендации // под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина – М.: «Триада-фарм», 2004. – 117 с.

2. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Формирование коммуникативных качеств/ В.А.Сухомлинский – М.: Просвещение, 1979. – 170 с.  

 

. . . . . . .