Формирование готовности детей 5-6 лет к обучению грамоте в ДОО
Формирование готовности детей 5-6 лет к обучению грамоте в ДОО
Автор: Денисова Алина Юрьевна
Одна из характерных тенденций развития современного образования – это снижение возраста детей, начинающих изучать грамоту. Это относится к семье, стремящейся научить ребенка читать как можно раньше. Так же в детскому в последние годы содержание занятий по речевому развитию значительно расширилось. Обучение грамоте носит общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых и эстетических качеств личности ребенка. Особое внимание уделяется игровым приемам и дидактическим играм, которые составляют специфику обучения дошкольников и являются существенным компонентом этого обучения.
От того, как ребенок будет введен в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.
Самым главным в этот период дошкольного детства является сохранение плавного обучения в рамках возрастных возможностей и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых важное значение уделяется таким речевым характеристикам, как развитый речевой слух (самый важный, который лежит в основе профилактики дисграфии и дислексии), четкая артикуляция звуков родного языка (они обеспечивают правильное проговаривание), знание зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой, выработка зрительно-моторной координации, движения рук, глазомера, чувств ритма (оно очень важно для овладения письмом) и многое другое.
В старшем дошкольном возрасте уровень речевого развития детей начинает занимать центральное место. У детей развиваются важные умения – слушать и понимать речь взрослых и сверстников, грамматически правильно отвечать на вопросы, при этом проявлять доброжелательность в общении, участвовать в разговоре по своей инициативе. Ребенок подходит к овладению сложными процессами грамоты родного языка.
В своей работе педагог ДОО уделяет большое внимание подготовительному этапу формирования грамоты. Занятия по речевому развитию детей строятся на расширении знаний об окружающем мире, в основе которых лежат лексические темы. Связная речь дошкольника развивается только на базе сформированного багажа знаний. В эту систему занятий включены и упражнения и игры на развитие фонематического восприятия.
В структуру каждого занятия включаются игры, направленные на совершенствование фонематического восприятия, на координацию движений и ориентировки в пространстве и листе бумаги, развития мышления, улучшения свойств внимания, памяти, увеличения объема произвольного запоминания и скорости мыслительных операций, а также развития чувства ритма.
Таким образом, сложный процесс подготовки к обучению грамоте имеет основополагающий этап в старшем дошкольном возрасте. Чтобы сделать процесс обучения в школе более успешным, необходимо вести подготовительную работу в ДОО планомерно и систематически. Ведь это является непременным условием дальнейшего обучения и развития личности ребенка.