Публикации образовательных и педагогических статей, презентаций, докладов на конференциях

  • v-slovo.ru@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС77-79314 от 16.10.2020г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2712-8261 Смотреть

 
kn publ 2
 
 
kn publ 4
 
 
kn publ 3
 

Проектная деятельность в ДОУ

Дата публикации: 2023-02-27 16:34:31
Статью разместил(а):
Иванова Татьяна Ивановна

Проектная деятельность в ДОУ

Автор: Иванова Татьяна Ивановна

 

Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает. Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий, одним из методов которых является проектная деятельность.

Этот метод актуален и очень эффективен, т.к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему адаптироваться к школе.

Использование метода проекта в дошкольном образовательном учреждении как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания объектов действительности. А также делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия в ней родителей .

Что такое проект и что такое метод. Проект – это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ. Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов. Потому метод - это путь в определенной деятельности, следование которому приводит к получению необходимого результата. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы. Под проектом мы подразумеваем комплекс действий, организованных взрослыми, по реализации значимой для ребенка проблемы на основе общего интереса, соучастия в творческой деятельности, завершающейся реальным, практическим результатом.

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов.

Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Задачи развития: обеспечение психологического благополучия и здоровья детей; развитие познавательных способностей; развитие творческого мышления; развитие коммуникативных навыков.

Преимущества:

1. Метод проектов, можно использовать в сочетании с другими программами обучения и воспитания детей в детском саду.

2. Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности.

Сущность метода проекта. Суть метода проекта заключается в стимулировании интереса детей к определенным проблемам, для решения которых необходимо владеть знаниями, а через проектную деятельность показать применение этих знаний на практике. Это позволяет рассматривать данный метод как инновацию в дошкольном образовании, деятельность между педагогом и дошкольниками будет носить характер сотрудничества, где участие могут принимать и другие субъекты образовательного процесса, например, родители.

Задача родителей на всех этапах проекта: Знать суть проектной деятельности, в которой участвует их ребёнок; суть её этапов, требований к процессу и результату выполнения; всячески содействовать своему ребёнку, помогать педагогу.

Паспорт педагогического проекта:

Участники проекта: дети старшей группы.

Раздел программы / область: Познавательное развитие.

Название проекта: «Волшебные пуговицы».

Тип проекта: краткосрочный, познавательно-исследовательский.

Возрастная группа: старшая группа.

Цель работы над проектом: ознакомление детей с историей возникновения пуговицы, ее назначением и разнообразием, с материалами из которых делают пуговицы.

Задачи:

·  Узнать об истории возникновения пуговицы.

· Узнать о способах ее изготовления.

· Узнать где и как применяются пуговицы.

· Формирование представления о многообразии видов пуговиц.

· Развитие творческих способностей.

· Воспитание усидчивости, аккуратности.

· Заинтересовать и увлечь детей идеей коллекционирования.

Мероприятия:

Чтение познавательной литературы и рассматривание иллюстративного материала:

«Что обозначает слово пуговица?»

«Чем пользовались люди до изобретения пуговицы?»

«Какими были первые пуговицы, из какого материала они были сделаны?»

Речевые упражнения: 

«Подбери и расскажи»

«Пуговичка заблудилась» «Какая пуговичка?»

«Опиши пуговицу»

Дидактические игры:

«Найди пару» 

«Подбери правильно»

«Подбери по цвету» (по материалу, из которого изготовлена пуговица; по структуре, принадлежности к одежде)

«Какая лишняя»

 Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Ателье», «Семья», «Мы дизайнеры».

Выкладывание из пуговиц различных узоров: «Веселый человечек», «Чудо-дерево», «Цветы»

Игры на развитие моторики: «Пришивание пуговиц, нанизывание».

Коллекционирование: «Какие виды пуговиц бывают» (набор пуговиц)

Формы работы с родителями: помощь в подборе для создания коллекция «Такие разные пуговицы», участие в изготовлении поделок для выставки из пуговиц.

Результат: Выставка поделок из пуговиц.

 

Паспорт педагогического проекта:

Раздел программы / область: познавательный, информационный.

Название проекта: «Юные спортсмены».

Тип проекта: информационный.

Возрастная группа: 5 -6 лет (старшая группа).

Наличие межпредметных связей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие.

Цель работы над проектом: Расширение представлений детей о зимних видах спорта.

Задачи          

· ознакомление с наиболее популярными видами зимнего спорта;

· развитие положительной мотивации к занятиям спортом, здоровому образу жизни;

· расширение кругозора.

Подготовительный этап: подборка иллюстраций, фотоиллюстраций с изображением зимних видов спорта.

Реализация проекта:

Ситуативный разговор «Зимние виды спорта»;

«Капитан спортивной команды – кто он, какой он»

Д.И «Спортивное лото»

Д.И. «Найди пару»

Д.И. «Отгадай вид спорта»

С.Р.И. «Репортаж о зимних спортивных игр»

Беседа «Какие виды спорта ты знаешь?»

Пословицы, поговорки, загадки  про спортивный и здоровый образ жизни.

Чтение сказки: «Заяц и черепаха», «Зимние игры», Сказка про «Хоккей», «Лесная олимпиада», Л.Н, Толстой «Праведный судья».

Рассказы: Е.И. Коковкина «Рассказ Олимпионика», Н. Носов «На горке», В. Осеева «На катке».

Стихи: А. Барто «Зарядка», Т. Дидина «Каток», Л. Квитко «Лыжники», О. Чусовитина «Будущий хоккеист», Н. Суровой «На сноуборде», «С мамой на катке», «Аист делает зарядку», Е. Инкона: «Прыжки с трамплина», «Биатлон», «Хоккей», «Санный спорт- скелетон».

Просмотр мультфильмов: «Шайбу, шайбу», «Матч-реванш», «Ну, погоди!», «Чемпион», «Верное средство», «Маша и медведь», Приходи на каток», «Вовка – тренер», «Лунтик и его друзья» (187 серия).

Рисование «Колпинские олимпийцы»

Лепка «Лепка фигуры человека в движении»   

Результат: развит интерес к зимним видам спорта;

• пополнился словарный запас спортивными терминами;

• повысился уровень знаний о видах зимнего спорта;

• повысился уровень мотивации к занятиям физической культурой.

Продукт: стенгазеты «Мы юные спортсмены».

 

. . . . . . .