Публикации образовательных и педагогических статей, презентаций, докладов на конференциях

  • v-slovo.ru@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС77-79314 от 16.10.2020г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2712-8261 Смотреть

     
kn publ 1      kn publ 2
     
     
kn publ 4      kn publ 3
        

Игровые занятия для дошкольников. Почему детям так нравится логоритмика?

Дата публикации: 2023-01-18 23:52:04
Статью разместил(а):
Митюшина Олеся Дмитриевна

Игровые занятия для дошкольников. Почему детям так нравится логоритмика?

Автор: Митюшина Олеся Дмитриевна

ГБОУ "Школа № 1387", г. Москва

 

Ключевые слова: Логоритмика, игровые занятия для дошкольников.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Логоритмика для малышей – методика, направленная на формирование красивой, плавной речи. Она помогает справиться с различными формами дизартрии, заикания. Благодаря игровым занятиям, ребенок быстрее обучается речи, правильному произношению звуков. Совокупность двигательных, речевых упражнений, сопровождающихся музыкой или определенным ритмом, способствует развитию малыша. Чтобы корректирующие занятия приносили пользу, логоритмические упражнения проводятся специалистами.

Логопедическая ритмика – игровая методика, необходимая для формирования четкой и правильной речи, всестороннего развития детей. Это комплекс упражнений и нейрогимнастики. 

Во время занятий дети выполняют задания, используя движения, слова. Тренировки проводят как с музыкальным сопровождением, так и без него (подбирая специальные рифмованные детские стихотворения).

Особенности лого ритмических занятий для детей:

  • проводятся в игровой форме;
  • формируют речевые, слуховые навыки;
  • улучшают моторику общую и мелкую;
  • снимают психоэмоциональное напряжение;
  • заряжают позитивом
  • Педагогам на заметку! Чтобы ребенок правильно и четко произносил звуки, с ним надо много заниматься. Нудные занятия с постоянным повторением одних и тех же звуков быстро надоедают детям. Кто-то начинает баловаться, а кто-то наотрез отказывается упражняться. Поэтому обычные тренировки по формированию речи не приносят видимого результата. Логоритмика – своеобразная игра на подражание, нравящаяся детям. При этом они с удовольствием обучаются. Специалист подбирает упражнения эффективные в каждом индивидуальном случае.

Комбинация двигательных и речевых упражнений, с четким ритмом формирует правильную артикуляцию. Логоритмика не только обучающая методика. Ее основная цель – коррекция и терапия различных форм дизартрии.

Сочетание движений, произношение слов с определенным ритмом, в такт музыке улучшает настроение. При этом помогает сбросить эмоциональное напряжение. Но это не основные задачи логоритмических упражнений. Их используют для:

  • коррекционной работы;
  • развития коммуникативных навыков, социализации;
  • обучения;
  • психотерапии;
  • воспитания.

Логоритмика для детей необходима для формирования правильной и четкой речи. Большинство детей долго обучаются произносить звуки, нечетко произносят слова. Если малышу не подобрать правильные коррекционные упражнения, которые он будет делать не под принуждением, а с удовольствием, то возникнут проблемы:

  • нечеткая речь;
  • замкнутость (ребенок стесняется того, что он не четко выговаривает слова, а если его не понимают или смеются над ним, он может перестать общаться);
  • сформируются комплексы мешающие социализации и развитию коммуникативных навыков.

Нечеткая речь, дизартрия у дошкольников проявляется только в разговорной речи. Затем появляются проблемы с письменной. Нарушение дикции – одна из причин ошибочного написания. Поэтому чем раньше заняться развитием правильной речи, тем успешнее ребенок будет в дальнейшем.

В процессе совместных занятий у малыша формируются навыки общения. 

Логоритмические упражнения: 

  • снимают зажатость;
  • способствуют развитию общительности;
  • повышают эмоциональный тонус;
  • тренируют подвижность нервных процессов;
  • способствуют улучшению памяти, внимания;
  • развивают мелкую моторику;
  • активируют кору головного мозга (стимулируют формирование новых нейронных связей);
  • гармонизируют (слишком возбужденные дети становятся спокойнее, а излишне медлительные – активнее);
  • помогают раскрыться ребенку.

Детям, занимающимися логопедической ритмикой проще общаться со сверстниками и взрослыми. Они менее замкнуты. Рассказывая стихи, воспроизводя песни, сопровождая все движениями малыш обучается: 

  • развивается воображение, образность мышления;
  • знакомится с пространственными понятиями положения тела («лево», «право» и т.д.);
  • узнает больше о том, что такое музыка, рифма, темп, музыкальный регистр.

Занимаясь, у малыша снижается психоэмоциональная напряженность. Подражая взрослому, он начинает коммуницировать. Так, незаметно для малыша, проходит психотерапевтическая работа.

Делая упражнения, ребенок тренируется двигаться в такт музыке, учится критически относится к своим движениям, речи. Когда он понимает, что именно не так делает, с большим желанием, усердием устраняет ошибки.

Педагогам на заметку! Логоритмика корректирует дикцию, устраняя связанные с нарушением речи комплексы. Упражнения подбираются в зависимости от требований ребенка. Например, если он заикается, то используется музыка, ритм, помогающие справится с проблемой. Если не выговаривает определенный звук – подбираются детские стихи и песни, в которых проблемная буква встречается часто.

Логоритмические упражнения нужны всем детям начиная с раннего возраста. Тренировки подбираются индивидуально. С самыми маленькими начинают заниматься родители. Например, игра «Ладушки». Или подражание движением и звукам животных. Такие игры способствуют:

  • формированию речи;
  • укреплению эмоциональной связи между ребенком и родителями;
  • развитию координации движений;
  • укреплению памяти.

В дальнейшем тренировки усложняются. Их уже рекомендуют проводить со специалистом, который подберет упражнения и музыку. Занятия в коллективе облегчат процесс социализации ребенка.

Педагогам на заметку! Занятия логоритмикой обязательно нужны детям, если требуется логопедическая и психокоррекционная работа. Например, при:

  • заикании, наследственной предрасположенности к нему;
  • врожденными аномалиями развития речевого аппарата («заячья губа», «волчья пасть»);
  • слишком быстрой или замедленной речи;
  • повышенной стеснительности;
  • проблемах с общением (чрезмерной замкнутости);
  • недостаточной моторике, нарушениях координации движений;
  • дизартрии.

Логоритмика полезна всем детям, особенно в период формирования речи. Главное – правильно подобрать нейрогимнастические упражнения, стихи, песни, музыку.

Что делают на логоритмике?

Занятия по логоритмике проводятся с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Это игры на подражания. Взрослый показывает, что надо делать, а ребенок – повторяет. Тренировки включают:

  • маршировку и ходьбу (под определенный ритм);
  • упражнения, развивающие дыхание и артикуляцию;
  • гимнастику для мышечного тонуса;
  • скороговорки;
  • упражнения на счет;
  • пение;
  • игру на детских музыкальных инструментах;
  • ритмические движения;
  • упражнения для развития мелкой моторики (пальчиковая гимнастика).

Если занятие проводится с музыкальным сопровождением, то правильно подбирают мелодии, отражающие эмоциональное состояние. Для ходьбы подойдут маршевые, ритмические песни. Для медленных упражнений – минорные мотивы.

Педагогам на заметку! Логоритмические упражнения разнообразны. Программа составляется в зависимости от возраста ребенка и его потребностей, индивидуальных особенностей. На занятиях используют не только музыку, разучивают стихи и песни. Чтобы разнообразить тренировки, заинтересовать детей применяют игрушки и картинки.

Кто проводит логоритмику?

Проводить не сложные логоритмические упражнения, особенно с маленькими детьми могут и родители. Это игра, необходимая для гармонического развития ребенка, формирования речи, воображения. Основные правила проведения занятий:

Не показывать недовольство, если у ребенка не получается правильно воспроизвести упражнение. Запаситесь терпением, хвалите малыша. Со временем он всему научится.

  1. Подберите музыку, отражающую эмоциональный фон занятий.
  2. Выберете стихотворения. Они должны быть простыми, быстро запоминающими. В словах присутствует много тех звуков, с воспроизведением которых у ребенка сложности.
  3. Сначала ребенок должен медленно повторять упражнения. С каждой последующей тренировкой темп увеличивается.

Родители ежедневно должны проводить простые логоритмические занятия со своими детьми. Подобные игры сближают, улучшают настроение. Но этих мер для полноценного развития недостаточно (если у родителей нет определенной квалификации). Для обучения, тренировки, формирования навыков, коррекционной работы нужна помощь специалиста:

  • логопеда;
  • психолога;
  • воспитателя;
  • педагога.

В детских садах логоритмические упражнения чаще всего проводит музыкальный работник логопеды, психологи  и воспитатель. Специалисты, благодаря освоенной методике, помогут малышам сформировать речевые навыки, справиться с нарушениями дикции. Групповые занятия проводятся с учетом возрастных особенностей.

Логоритмика для детей 1-2 лет.

В год ребенок только начинает ходить. Поэтому сразу учить детей маршировать четко под музыку – безрезультатно. Для малышей подойдут простые упражнения на развитие речи и координации движения.

  1. «Подражание животным». Например, как говорит и делает курочка. Для этого взрослый показывает руками имитацию взмахов крыла и произносит «ко-ко-ко». Ребенок повторяет.
  2. Игра на музыкальных инструментах (барабан, ксилофон). Ребенок должен не просто стучать по ним, а стараться придерживаться ритма. Сразу взрослый отстукивает с определенным ритмом 3–5 нот, малыш повторяет.
  3. «Научились мы ходить». Упражнение на ходьбу, под музыку. Звучит песенка. И дети ходят по кругу. Делая 2 обычных шага, и 2 – высоко сгибая ноги в коленках. Если ребенок только начал ходить, его водят за руку.

Не обязательно, что у малыша все будет получатся. Главное – чтобы ребенок старался, ему было интересно заниматься. Постепенно он всему научится.

Логоритмика для детей 2-3 лет.

В этот период начинает формироваться речь. Основная цель занятий по логоритмике – стимуляция речевой деятельность. Это упражнения на тренировку:

  • дыхания;
  • развития мышц речевого аппарата;
  • артикуляцию;
  • мелкую моторику.

Главное с ребенком не «сюсюкать», правильно называть слова (кошка – это не «кися» а именно кошка; машинка – это машинка, а не большая и маленькая «бибика»).

Полезные упражнения:

  1. Имитация звуков (пение птиц, стук дождя, дуновения ветра, цокот лошадки). В игре используют картинки, коротенькие рассказы, в которых детям надо показывать, как дует ветер или как они скачут на лошади.
  2. «Овощи и фрукты». Выполняется под музыку, с чтением коротких стишков про определенный овощ. Ребенок показывает, как они его сажали, поливали, собирали, какой он вырос.
  3. «Насекомые». Под музыку показывают, как жужжат пчелы и собирают мед.

Из многообразия детских стихов подбирают подходящие по теме занятия, и по преобладанию звуков.

Логоритмика для детей 3-4 лет.

В этом возрасте, проводя упражнения на ритмику, совмещают двигательные и речевые навыки. Можно включать в занятия элементы танцев, упражнения на счет. Подходящие для этой возрастной группы занятия:

  1. Пальчиковая гимнастика. Упражнения для разминания пальцев по типу «Домик». Проводится под тихую, спокойную музыку. Дети повторяют за взрослым движение и слова.
  2. Маршировка. Под ритмическую музыку дети считают и шагают. При этом обучаются ориентироваться в пространстве (повернуть по команде «налево», «направо»).
  3. Игры на коммуникацию со сверстниками. Подбирается песня или стихотворение где надо во время исполнения подойти к другим детям. Взяться за руки, вместе одновременно поднять руки вверх, опустить. При этом петь или произносить соответствующий стих.

При выполнении заданий важно придерживаться заданного ритма. Заключительное упражнение на релаксацию, под медленную музыку, успокаиваются, нормализуют дыхание и сердцебиение.

Логоритмика для детей 4-5 лет.

Дошкольникам рекомендованы тренировки по логоритмике включающие упражнение на развитие мелкой моторики, счет, развивающие память, чистоговорки (для отработки звуков). Усиленные занятия с четырех лет, на артикуляцию и воспроизведение звуков проводят в рамках коррекционной работы, если у ребенка есть проблемы с дикцией. Включают танцевальные методики, ролевые игры.

  1. «Черепаха». Ребенок воспроизводит стих черепаха и делает соответствующие движения. Например, на словах кусь-кусь слегка пощипывает.
  2. Для закрепления звука проговаривают чистоговорки, ритмично хлопая руками, топая ногами.
  3. Показывают стишок. Можно проводить без музыкального сопровождения. Воспроизводя стих делают определенные движения. Например, показывают, как дерево клонится от ветра, бушует море, корабль плывет по волнам. Соответственно в стихотворении есть тематические строки.

Все занятия проводятся в игровой форме. Обязательна «пальчиковая гимнастика».

Логоритмика для детей 5-6 лет.

Для дошкольников подбираются более сложные занятия. К этому возрасту важно, чтобы у ребенка сформировалось четкое произношение всех звуков. Иначе, когда он пойдет в школу, будут проблемы с освоением чтения и письма, коммуникацией с детьми и учителем.

Если есть нарушения дикции занятия проводят ежедневно. Рекомендуют:

  1. Обыгрывание стихотворений. Ребенок повторяет строчки и показывает, о чем говорит.
  2. Ходьбу сочетают не только со сменой направлений, ритмичным счетом, но и с исполнением маршевых песен.
  3. Предлагают к стихотворению детям самостоятельно придумать движения.

При чтении стихов важна интонация, а не простое запоминание слов.

Логоритмика для детей 6-7 лет.

В этом возрасте подбираются сложные упражнения. При этом тренировки должны быть в игровой форме. Например:

  1. Игра «Замри». Дети бегают под музыку, а как только она прекращается они должны остановится в определенном образе. Ее указывает ведущий, или ребенок сам придумывает, но затем изображает в чей позе он застыл, а другие дети угадывают.
  2. «Зеркало». Рисуют схематическое изображение движений (прыжок, кружение). По этой схеме ребенок должен двигаться. Подбирают музыку быструю или среднего темпа.
  3. «Садовник». Рассказывают стих «Мы вчера в саду гуляли …), показывая руками что именно делали. Придерживаются темпа. Стих рассказывают выразительно.

Выбор логоритмических упражнений огромен. Существуют различные методики тренировок. Оптимальную программу составляет специалист, учитывая возможности ребенка.

Вывод.

Музыкальная логоритмика – методика для развития речи. Она подходит не только тем детям, которым необходима коррекция из-за дефектов речи. Такие занятия способствуют гармоничному формированию ребенка. Развивают:

  • артикуляцию;
  • координацию движений;
  • психологические процессы (память, внимание, воображение);
  • способность ориентироваться в пространстве;
  • моторику, в том числе и мелкую;
  • чувство ритма.

Занятия улучшают психоэмоциональный фон, способствуют укреплению навыков общения. Помогают избавится от комплексов, особенно возникших из-за дефектов речи.

В детских центрах развития и садах «Бэби-клуб» занятия по логоритмике проводятся специалистами (психологами, логопедами). Используются эффективные методики и программы занятий. При тренировках учитываются индивидуальные особенности ребенка (возраст, с воспроизведением каких именно звуков и движений есть трудности).

 

Список литературы:

1. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-3 лет. – М., 2008. 

2. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. – СПб, 1998. 

3. Логопедия под ред. Л.С. Волковой. – М., 1995. 

4. Самойленко Н.С., Гринер В.А. Логопедическая ритмика для дошкольников. – М., 1951. 

5. Федорова Г.П. Игра – путь воспитания и развития малыша. – СПб.,2007. 

6. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., 1989. 

 

. . . . . . .