Интегративный подход к организации образовательной области "Познание"
Интегративный подход к организации образовательной области "Познание"
Автор: Маслова Мария Михайловна
Повышение уровня современных государственных требований и стандартов к дошкольному образованию определено новыми нормативными документами, задающими вектор развития, соответствующий современным научным представлениям, ожиданиям родителей, представлениям социума о том, каким должно быть дошкольное образования сегодня.
С введением Федеральных государственных образовательных стандартов ДО, особое внимание уделяется принципу интеграции образовательных областей.
По мнению многочисленных исследователей, интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности, развивает коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями.
ИНТЕГРАЦИЯ - процесс, или действие, имеющий своим результатом целостность: объединение, соединение, восстановление единства.
ИНТЕГРАЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ - это соединение по принципу семиотической противоположности в пределах учебного предмета (внутрипредметная интеграция) или целостного образовательного пространства (межпредметная интеграция), нескольких знаковых областей и осуществление между ними условно-адекватных переводов.
Процесс интеграции (от лат. integratio - соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости. Под интеграцией в педагогическом процессе исследователи понимают одну из сторон процесса развития, связанную с объединением в целое ранее разрозненных частей. Принцип интеграции предполагает взаимосвязь всех компонентов процесса обучения, всех элементов системы, связь между системами, он является ведущим при разработке целеполагания, определения содержания обучения, его форм и методов. Интегративный подход означает реализацию принципа интеграции в любом компоненте педагогического процесса, обеспечивает целостность и системность педагогического процесса. Интегративные процессы являются процессами качественного преобразования отдельных элементов системы или всей системы. Многие исследования в отечественной дидактике и в теории воспитания опираются на выше перечисленные положения при разработке конкретных путей совершенствования образовательного процесса.
Интеграция образовательных областей - это форма организации образовательного процесса в ДОУ, в основе которой лежит основополагающий принцип развития современного дошкольного образования.
В методической литературе по дошкольному образованию нет четкого определения особенностей комбинированных, комплексных и интегрированных видов непосредственно образовательной деятельности. Н.Е. Васюкова, О.И. Чехонина дают следующую характеристику данным видам НОД:
Комбинированное - сочетание разных видов деятельности или нескольких дидактических задач, не имеющих логических связей между собой (после рисования идет подвижная игра).
Комплексное - реализация задач средствами разных видов деятельности при ассоциативных связях между ними (беседа о правилах пожарной безопасности переходит в рисование плаката по теме). При этом один вид деятельности доминирует, а второй его дополняет, создает эмоциональный настрой.
Интегрированные - соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга (рассматривание такого понятия как «настроение» через произведения музыки, литературы, живописи).
Требования к структуре интегрированных НОД:
· Четкость, компактность, сжатость учебного материала.
· Продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы на каждом НОД.
· Взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе НОД.
· Большая информационная емкость учебного материала, используемого на НОД.
· Систематичность и доступность изложения материала.
· Необходимость соблюдения временных рамок НОД.
Примерная структура НОД:
Вводная часть. Создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску ее решения (например, задается вопрос «Ребята, что произойдет, если на Земле не будет воды?»).
Основная часть. Детям даются новые знания, необходимые для решения проблемного вопроса (например, значение воды в природе и жизни человека и т.д.)на основе содержания разных разделов программы с опорой на наглядность. Параллельно идет работа по обогащению и активизации словаря, обучению связной речи.
Заключительная часть. Детям предлагается любая практическая работа (дидактические игры, рисование и др.) на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной.
Закономерности интегрированного НОД:
· все НОД подчинено авторскому замыслу;
· НОД составляет единое целое, этапы НОД - фрагменты целого;
· этапы и компоненты НОД находятся в логико-структурной зависимости;
· отобранный для НОД дидактический материал соответствует замыслу;
· цепочка сведений организована как «данное» и «новое» и отражает не только структурную, но и смысловую связанность.
Соблюдение этих закономерностей позволяет рассматривать НОД как научно - деловое построение, в котором важны:
· комплекс НОД и умений и свободное оперирование ими;
· соотношение изученного и изучаемого;
· соединение отдельных зачетов в один общий.
Методика подготовки интегрированного занятия (рекомендации К.Ю. Белой по осуществлению интеграции в ДОУ):
1. Определить области знаний, интегрирование которых целесообразно и будет способствовать созданию у ребенка целостного представления об объекте изучения.
2. Проанализировать и отобрать из этих областей такое содержание, интеграция которого наиболее важна.
3. Учитывать программные требования и возрастные особенности детей дошкольного возраста.
4. Определить одно или несколько базовых направлений интеграции содержания образования.
5. Выявить основной принцип построения системы интегрированных занятий(например, тематический) и распределить задачи и содержательный материал занятий в соответствии с ним.
6. Продумать развивающие задачи.
7. Использовать разнообразные виды деятельности (например, драматизацию сказки с конструированием из строительного материала, музыкальным оформлением и введением в активную речь детей номинативной и понятийной лексики).
8. Использовать большое количество разнообразного наглядного и атрибутного материала (демонстрационный, раздаточный, игровой).
9. Использовать в работе с детьми методы и приемы продуктивного характера (проблемные ситуации, логические задачи, экспериментирование, моделирование и т.д.).
10. Учитывать личностно-ориентированный подход в процессе построения, организации и проведения интегрированных занятий.
11. Учет условий при планировании и организации интегрированных занятий. Обязательный учет содержания базовой программы детского сада.
12. В интегрированном занятии объединяются блоки из различных предметов, поэтому важно правильно определить главную цель интегрированного занятия.
13. При разработке занятия необходимо выделить главное и использовать знания из смежных разделов, устранять дублирование, использовать опережающее дифференцированные занятия.
14. При планировании требуется тщательный выбор типа и структуры занятия, методов и средств обучения, определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности детей на занятии. Интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомленности детей за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе занятия.
16. При планировании и проведении интегрированного занятия педагогами требуется тщательная координация действий.
17. Необходимо сохранять положительно-эмоциональный стиль отношений между взрослыми и детьми на занятии, учитывать возрастные, индивидуальные и психологические особенности детей группы.
18. На интегрированных занятиях целесообразно использовать разнообразные дидактические игры, развивающие упражнения, комплексные задачи, задания и т.д.
В настоящее время, реализуя принцип интеграции, ФГОС ориентирует не на чётко спланированное и организованное по хронометражу НОД, а на взаимодействие - совместную деятельность всех субъектов образовательного пространства в целостном интегрированном процессе.