Публикации образовательных и педагогических статей, презентаций, докладов на конференциях

  • v-slovo.ru@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС77-79314 от 16.10.2020г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2712-8261 Смотреть

     
kn publ 1      kn publ 2
     
     
kn publ 4      kn publ 3
        

Музыкальное воспитание детей раннего возраста

Дата публикации: 2022-11-08 18:31:26
Статью разместил(а):
Глущенко Анастасия Дмитриевна

Музыкальное воспитание детей раннего возраста

Автор: Глущенко Анастасия Дмитриевна

МБОУ № 58 «Золушка», г. Улан-Удэ

 

Аннотация: Целью статьи является рассмотрение специфики раннего музыкального развития детей, трактуемого авторами как процесс музыкально-интонационного развития детей раннего возраста, опирающийся на комплекс музыкально-интонационных моделей, в основе которых лежат архетипические базисные формы коммуникации. Показана роль раннего музыкально-интонационного развития в формировании различных компонентов музыкальности, креативности и аффективного благополучия детей раннего возраста.

Ключевые слова: музыкальное развитие, дети раннего возраста, музыкально-интонационные модели.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Значение музыкального воспитания многообразно. Развивая музыкальную восприимчивость и музыкальные способности ребенка, обогащая его эмоциональную сферу разнообразными переживаниями, связанными с музыкой, музыкальное воспитание способствует эстетическому воспитанию ребенка и его всестороннему развитию. Интересное, разнообразное и радостное содержание музыкально-двигательного материала побуждает детей к разнообразным проявлениям активности (эмоциональные возгласы, ритмический говорок, подпевание, пение, игра, пляска).

Таким образом, музыкальное воспитание способствует:

а) развитию эмоций

б) развитию речи

в) развитию движений

г) обогащению самостоятельной игры и деятельности детей.

Основные задачи музыкального воспитания детей раннего возраста состоят в следующем:

1. Дать детям радость и побуждать их к активности.

2. Дать яркие, художественные музыкальные впечатления.

3. Привить интерес и любовь к музыке, развивать музыкальную восприимчивость (эмоциональную отзывчивость на музыку, слух, музыкальную память, чувство ритма) и музыкальную активность ребенка (умение проявлять себя в пении, связывать с музыкой движения игры и пляски).

На первый взгляд может показаться, что эти задачи слишком сложны для работы с детьми до трех лет. Однако массовый опыт музыкального воспитания детей этого возраста подтвердил, что уже на первом году жизни ребенка все они вполне осуществимы, если правильно понят их смысл, а содержание и методика музыкальной работы соответствуют не только возрасту, но и уровню развития детей, с которыми она проводится. Остановимся поэтому более 2 подробно на каждой из трех названных основных задач, раскроем их взаимосвязь и связь с общими задачами воспитания детей раннего возраста.

Первая задача дать детям радость и активизировать их одна из ведущих задач воспитания детей раннего возраста. Музыка доставляет удовольствие даже трех-четырехмесячному младенцу: пение взрослого, звуки металлофона вызывают у младенца сначала сосредоточение, а затем улыбку, гуление. Чем старше дети, тем ярче и богаче положительные эмоции, вызываемые музыкой. Музыка углубляет впечатления, получаемые ребенком, вызывая у него разнообразные проявления радостной активности: заинтересованность, внимание и общее оживление, улыбку и радостные возгласы, пение, игровые действия и пляску.

Музыка вызывает у детей раннего возраста эмоциональный отклик раньше других видов искусства. Именно поэтому очень важна и вторая задача музыкального воспитания дать детям яркие художественные музыкальные впечатления: только яркая и художественная музыка, вызывая разнообразные положительные эмоции, вводит детей в мир прекрасного, а это и есть основа эстетического воспитания, способствующего гармоничному развитию ребенка.

Третья задача музыкального воспитания указывает, в каком направлении надо развивать связанные с музыкой эмоции и проявления музыкальной активности детей первых трех лет жизни. Привитие интереса и любви к музыке, развитие музыкальной восприимчивости и музыкальной активности ребенка все это тесно связано с радостными переживаниями, которые музыка вызывает у детей. Только на основе радостных эмоций возникает интерес и любовь к музыке, а музыкальная восприимчивость и музыкальная активность развиваются как следствие интереса и любви детей к музыке. Полноценным музыкальным воспитанием можно считать лишь такое, при котором соблюдены взаимная связь и равновесие в осуществлении всех трех его основных задач. Успешное выполнение задач музыкального воспитания детей раннего возраста в большой мере зависит от того, насколько приняты во внимание возрастные особенности нервно-психического развития ребенка первого третьего года жизни.

Содержание и методика музыкальной работы с детьми раннего возраста.

В содержание музыкальной работы с детьми входит следующий материал:

- Музыка:

1) Музыка для слушания, т.е. песни и инструментальная "музыка, которую дети слушают, но не исполняют.

2) Музыка для подпевания и пения.

3) Музыка для сопровождения движений (песня, инструментальная музыка).

- Движения:

1) Игры, игровые упражнения и пляски, в которых участвуют дети.

2) Музыкально-двигательные показы, т.е. зрелища, показы, во время которых дети являются слушателями и зрителями, а взрослый приводит в движение игрушку или сам исполняет какие-либо движения (например, пляшет), сопровождая показ пением.                    

Общие требования к музыкальному материалу для детей таковы:

1. Музыка должна быть яркой, художественной и простой.

2. Тематическое содержание (основное содержание слов песни, действующие лица игры или показа) должно быть интересно и понятно детям. Материал музыкальной работы не только используется на специально организованных занятиях со всей группой детей или с небольшой ее частью, но и включается, когда это уместно, по ходу воспитательной работы в различные ее моменты.

Способы использования музыкального материала должны быть разнообразными; например, одна и та же песня используется и для слушания музыки, и в игре или пляске, а также может быть включена в самостоятельную игру ребенка и т.п. Методические приемы должны изменяться в зависимости от индивидуальных особенностей детей или в связи с изменившимися условиями использования материала. Например, одному ребенку можно поручить спеть песенку самостоятельно, а другому надо помочь; в игре, которая проводится впервые, взрослый главным образом следит за тем, чтобы дети правильно поняли ее основное сюжетное содержание, а на последующих занятиях уточняет отдельные движения игры и т.п.

Материал для музыкальной работы надо так подбирать и так преподносить детям, чтобы он не только доставлял им радость, но и развивал их в музыкальном отношении. Для этого надо, принимая во внимание возрастные возможности детей, иметь в виду и возрастные возможности их музыкального развития. Так, способность слушать музыку и прислушиваться к ней может и должна быть развита уже на 4 первом году жизни ребенка. Но этому надо научить и детей третьего года, если раньше у них не было развито слуховое внимание. Однако слушать и прислушиваться к музыке ребенок третьего года научится скорее, чем младенец первого года, и в музыке дети третьего года будут замечать и узнавать такие ее особенности, которые недоступны еще восприятию детей первого года жизни.

Таким образом, ребенок третьего года жизни даст другие показатели развития музыкальной восприимчивости, чем на первом году. Поэтому для каждой возрастной группы должны быть намечены специальные задачи музыкальной работы, определяющие общее ее направление, и показатели музыкального развития детей, которые она даст, если будет правильно проведена.

 

Литература:

Бабаджан Т.С. Музыкальное воспитание детей раннего возраста. М, «Просвещение», 1957.

 

 

. . . . . . .