Публикации образовательных и педагогических статей, презентаций, докладов на конференциях

  • v-slovo.ru@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС77-79314 от 16.10.2020г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2712-8261 Смотреть

 
kn publ 2
 
 
kn publ 4
 
 
kn publ 3
 

Формирование экологических представлений у старших дошкольников по теме "Деревья"

Дата публикации: 2022-08-31 13:36:36
Статью разместил(а):
Маслова Марина Михайловна

Формирование экологических представлений у старших дошкольников по теме "Деревья"

Автор: Маслова Марина Михайловна

 

Опираясь на наш основной документ - ФГОС ДО, мы видим четко обозначенные целевые ориентиры: «дошкольник обладает установкой положительного отношения к миру, проявляет инициативу и самостоятельность в исследовательской деятельности… умеет подчиняться правилам и социальным нормам», что особенно актуально в наше время.

Говоря словами Ан. Сент-Экзюпери: «Все мы дети одного корабля по имени Земля, значит пересесть из него просто некуда. Есть твердое правило - встал по утру, умылся, привел себя в порядок и сразу приведи в порядок свою планету», поэтому мы считаем значимым вопрос создания условий для экологического воспитания старших дошкольников и разработали методическое пособие «Фея Экологи».

Почему Фея? Потому, что особенностью дошкольного возраста является вера в чудеса, в сказки, поэтому Фея Экологии. Через этот образ мы хотим наглядно, доступно, понятно донести до детей глобальные проблемы экологии и вызвать эмоциональный отклик.  

Алгоритм работы пособия заключается в организации деятельности детей по  поиску решения на поставленные вопросы, которые непосредственно исходят от сказочного персонажа с помощью диктофона. И дети включаются в поисковую деятельность. На примере темы деревья мы представляем Вам работу этого пособия.

Совместно с родителями дети включаются в поисковую деятельность, ищут ответы на вопрос в разных источниках: это может быть дерево, любимое мамой или бабушкой, любимое дерево педагога или то, которое растет на участке детского сада. Издаются книжки – на тему «Я знаю дерево». Начинается  обмен информацией среди детей, они получают новые знания, эмоциональный отклик. В книжках репродукции, стихи и загадки. Они дарят их Фее и детям других групп. А Фея предлагает сказки о деревьях с экологическим содержанием, как в текстовом, так и в компьютерном варианте. Все это способствует интеграции различных видов деятельности. Изобразительная деятельность – изображение деревьев традиционными и нетрадиционными способами, антистрессовые раскраски.

Появляются дидактические игры, которые дарит Фея экологии. Например, игры «Собери цепочку деревьев, изображенных в зимнее (летнее) время года», «Какому дереву это подходит?».

Помимо дидактической задачи, эти цепочки служат украшением, а клинья юбки могут обозначать как сезоны, так и природные зоны. В рукавах феи спрятаны живые и неживые предметы, которые дети используют в игре – волшебный поясок, в режиссерских играх, играх драматизациях. Разнообразные лото, домино, пазлы, волшебные пояски.

Отвечая на следующий вопрос алгоритма: Кому нужны деревья? Все участники образовательного процесса  формируют следующий ярус: создаются конспекты викторин, игр «ЧТО, ГДЕ, КОГДА?», музыкальный ринг, кроссворды, в том числе и интерактивные.

Активно идет проектная деятельность по краеведческому направлению: «Родина малая моя», «Чем ты славишься земля нижегородская». Изучается красная книга Нижегородской области, народные промыслы, традиции и праздники и познание уже идет в другом аспекте.

Вся предшествующая работа позволяет непосредственно прейти к привлечению  детей и взрослых к природоохранной деятельности. Для этого разработаны маршрутные листы, с целью поиска объекта и решения проблемной ситуации, совместно придумываются и изготавливаются экологические знаки. Данная работа формирует у детей собственную позицию.  

В ответ на эту позицию и экологические акции Фея Экологии награждает детей медалями и грамотами.

Такой алгоритм работы и методический ресурс позволяет использовать данное пособие в ДОУ любым педагогом, который понимает слова Сладкова А.Н. «Чтобы Беречь землю, природу – надо её полюбить, чтобы полюбить надо узнать, узнав, невозможно не полюбить!».

 

. . . . . . .