Роль художественной литературы в развитии грамматических способностей детей дошкольного возраста

Дата публикации: 2022-07-04 17:16:21
Статью разместил(а):
Анисимова Людмила Владимировна

Роль художественной литературы в развитии грамматических способностей детей дошкольного возраста.

Автор: Анисимова Людмила Владимировна

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 9", Нижнекамский район Республики Татарстан

 

Аннотация: В этой статье акцентируется внимание на том, что в современном образовательном процессе детей дошкольного возраста очень важную роль имеет приобщение детей к книгам (художественная литература, народное творчество). Книга - это не только основы становления духовно-нравственной, моральной стороны личности ребенка, но и способ становления грамматических основ развития речи, для более успешного дальнейшего школьного обучения и гармоничной социализации личности в обществе.

Ключевые слова: речевое развитие, художественная литература, дошкольники.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

«Вовремя прочитанная книга – огромная удача. Она способна изменить жизнь, как не изменит ее друг или лучший наставник».  Франческа Петрарка.

Речевое развитие – значимая область Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Содержание данной области направлено на достижение цели формирования интереса к художественной литературе, восприятии и прочтении книг, а оно в свою очередь направлено на решение следующих задач:

- формирование целостной картины мира;

- развитие литературной речи;

- приобщение к словесному искусству, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса;

- овладение воспитанниками нормами речи.

Как известно главной ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, поэтому для того, чтобы развить грамматическую сторону детей, а также сформировать у детей мотивацию приобщения к художественной литературе мною, как педагогом регулярно применяются в работе с детьми различные методы и приемы, и конечно же игровые методы.

Помочь ребенку проявить интерес к книге осложнено появлением новых компьютерных технологии, т.к. мы живем в эпоху цифровизации и компьютеризации. Ребенку часто легче открыть планшет или включить компьютер, узнать новое, но информации слишком много, и часто ребенку трудно распределить информацию на необходимую и искаженную, у ребенка нет времени ее проанализировать, обработать и осмыслить, и уж тем более упускается процесс самостоятельного восприятия и добычи информации основываясь на собственный внутренний опыт, свои ценностные ориентиры- как это происходит при общении с книгой и литературными и произведениями. Упускается процесс осмысления прекрасного, морально ориентированной личности, имеющей собственную точку зрения на тот или иной процесс окружающего мира.

Для того, чтобы направить ребенка в правильное русло речевого развития и не дать забыть о собственной личности, богатстве души и установлению ценностных и моральных ориентиров, в том числе для того, чтобы развить и грамматически правильную и красивую речь, основы которой закладываются именно в старшем дошкольном возрасте я применяю в своей работе следующие методы:

- Неотъемлемая часть – это разнообразные формы развития речи детей через ознакомление детей с произведениями художественной литературы.  Это непосредственно чтение текстов художественных произведений, рассматривание иллюстраций, проведение бесед, обсуждение прочитанного текста. Просмотр мультфильмов на сюжеты литературных произведений, разыгрывание этюдов, мини-спектаклей, целенаправленные игры и конечно красивая, грамотная, образная речь родителей и педагогов.  

Для более успешной работы по развитию грамматической стороны речи дошкольников через использование текстов художественных произведений кроме традиционного книжного уголка большую роль играет развивающая среда группы. Это и мини-выставки детских рисунков по сюжетам любимых произведений художественной литературы, которая периодически обновляется;  книжками-малютками, которые изготовлены дошкольниками и их родителями;  видео-библиотекой «Любимые мультфильмы»;  дидактическими играми по развитию грамматической стороны речи дошкольников на основе произведений художественной литературы; атрибутами для драматизаций и творческих игр, портретной галереей детских писателей. 

Просмотр мультфильмов на сюжеты знакомых художественных произведений способствует познавательно-речевому развитию детей через зрительное восприятие и трансформацию художественного текста в зрительный образ. Для удобства использования материалов видео-библиотеки была разработана картотека мультфильмов, которые используются как во время НОД, так и в свободной деятельности детей.  

Задания по формированию грамматического строя речи тесно переплетались с задачами по словарной работе. Так, например, после знакомства детей с русской народной сказкой «Заюшкина избушка», использовала в режимных моментах Дидактические игры: «Расскажи сказку» (игра по типу «Круги Луллия»), беседую с детьми по сказке, отличительных особенностях персонажей: «Какой заяц? (пушистый, мягкий, осторожный, грустный, маленький), какая у него шуба? (теплая, гладкая, серая, мягкая пушистая), какая лиса? (хитрая, рыжая), какой петушок? (смелый, добрый, красивый), какие у него пёрышки? (яркие, разноцветные, красивые)».

Добиваясь ответов на такие, казалось бы, простые вопросы можно решить сразу две задачи: упражнение детей в согласовании существительных и прилагательных в роде и числе, а также активизация и расширение словарного запаса дошкольников. Такие вопросы целесообразно задавать детям после прочтения любых программных произведений художественной литературы.

В самостоятельно разработанной игре «По дорожкам сказок»- где пред детьми расположены иллюстрации сказки, предложен текст, и некоторые слова текста заменены картинками, в игре дети учатся не только лучше запоминать текст сказки, его последовательность, грамматически верно оформлять предложения, пересказывать, но и учатся читать.

Дидактическую среду я стараюсь постоянно развивать, дополнять, обогащать, привносить новизну, так мною создан Лэпбук «Путешествие по сказкам», где ребенок не только закрепляет свои знания о сказках, но и может поиграть с любимыми персонажами, придумав свой исход сказки, познакомится с жизнью и творчеством детских писателей (К. Чуковский, А. Барто, А. Пушкин и т.д.), закрепляя грамматические способности в построении и рассказах о полученных знаниях.

Нельзя развивать грамматический строй речи без правильного звукопроизношения, их артикуляции, речевого дыхания и моторики, сенсорики - в моей группе мною создан речевой уголок, где дети с удовольствием играют, берут зеркала и играют с язычком, используя знакомые артикуляционные упражнения, с интересом играют со звуковыми тренажерами, играют в «Речевые кубики» парами и подгруппами, рассказывая друг-другу о знакомых в их жизни ситуациях и явлениях (игра создана по типу «Кубики Блума» -кидая кубик ребенок рассказывает например, о том, как нужно ухаживать и заботится о домашних животных, второму ребенку на кубике может выпасть поле «Подумай как облегчить жизнь уличных животных?» и ребенок высказывает свое мнение и т.д.). Также в речевом уголке много игр в том числе и подвижных на развитие грамматических основ «Составь предложения», «Рыбалка (дифференциация звуков)», «Прищепки с предлогами», «Слоговой тренажер», «Бассейн с буквами», «Чепуха» и т.д.

Для педагога малосущественной будет считаться одна работа в дидактической,  развивающей, воспитывающем плане, педагогу необходимо постоянно работать над собственной речью, изучать литературу, новые формы и методы в работе с детьми в эпоху цифровизации, побуждая детей к постоянному совершенствованию их собственной речи, и конечно работать с родителями- проводить просветительские беседы, консультации, круглые столы, анкетирования по вопросам развития речи детей, концентрации внимания родителей на определенном поведении и общении родителей с детьми, для того чтобы вызвать, поддержать и совершенствовать интерес ребенка к художественной литературе,  произведениям родного края, устному народному творчеству.

На мой взгляд приобщение детей к художественному миру литературы должно восприниматься не просто как заучивание основ грамматики для более лучшего дальнейшего успешного обучения в школе ребенка, книга открывает для ребенка мир красоты, творчества, самопознания, обогащения внутреннего мира, определение ценностных, моральных установок, а установки формируют поведение, а значит и успешную социализацию, и самореализацию в обществе, становление гармонично развитой личности.

 

Список литературы:

1) Гербова В.В. «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в подготовительной к школе группе детского сада» - М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2013 г. 

2) Большева Т.В. Учимся по сказке. - СПб., 2001 г.

3) Гурович М. М. Ребенок и книга. / М. М. Гурович — Детство-пресс, 2004 г.

4) Кудрявцев В. Воображение ребенка: природа и развитие: Ст. 1/В. Т. Кудрявцев// Психологический журнал. – 2001 г.

5) Орлова Э. А. Рекомендации по повышению уровня читательской компетентности в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения. Москва: МЦБС, 2014 г.

6) Журнал «Дошкольное воспитание» №8 2009 г.   

7) Синицына Е. И. Умные сказки. / Е. И. Синицына — М.: Лист, 1999 г.

8) Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., 2003 г.

9) Читающий мир и мир чтения: сборник статей. Москва: Рудомино, 2010 г.

10) Чудинова В.П. Недетские проблемы детского чтения: Детское чтение в зеркале «библиотечной» социологии. Москва, 2004 г.