Организация процесса адаптации детей раннего возраста в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО

Дата публикации: 2022-05-11 21:54:45
Статью разместил(а):
Веревкина Татьяна Васильевна

Организация процесса адаптации детей раннего возраста в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО

Автор: Веревкина Татьяна Васильевна

МБОУ г. Мурманска № 76

 

Аннотация: В статье описаны условия организации процесса адаптации детей раннего возраста в ДОУ, направленные на облегчение адаптационного периода малышей.

Ключевые слова: адаптация, ранний возраст, развивающая предметно-пространственная среда, профессиональная компетентность педагога, взаимодействие детского сада с семьей.

 

Особым периодом жизни для всей семьи является поступление малыша в детский сад. Для самого малыша - это сильное стрессовое переживание. Малышу предстоит приспособиться к другим условиям, нежели те, к которым он привык в семье. Чёткий режим дня, отсутствие родителей, как правило, иной стиль общения, необходимость общения со сверстниками и новое помещение - все эти изменения создают для ребенка стрессовую ситуацию. Эти новые факторы вызывают у малыша защитную реакцию в виде плача, отказа от еды, сна, общения с окружающими.

И педагоги и родители должны понимать, насколько ответственен момент адаптации ребенка к условиям детского сада и насколько серьезные последствия для здоровья ребенка он может спровоцировать.

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. Как же успешно организовать процесс адаптации детей?

Опираясь на положения ФГОС ДО, можно выделить три группы необходимых условий:

1. Первая группа условий связана с созданием пространственной предметно-развивающей среды. Важно отметить, что только правильно организованная развивающая среда будет способствовать более быстрой адаптации ребенка, поддержанию эмоционального благополучия малыша и создавать условия для его развития.

Образовательное пространство нашей группы предоставляет детям необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами, а также обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей. Например, своими руками сшиты подушки, сшиты платочки, ленты – самые простые пособия, это всегда дополнительный стимул активации физкультурно-оздоровительной работы. Такое оснащение способствует к проведению новых увлекательных игр и упражнений на занятиях. В группе дети имеют свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности. Предметы – это яркий источник познания окружающего мира. 

Особое внимание мы уделяем безопасности предметно-пространственной среды. Вся мебель, игрушки, пособия отвечают требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Люди любят окружать себя мягкими предметами, связывая с ними понятие уюта и  комфорта. Мягкая мебель присутствует в большинстве домов, она помогает людям расслабиться. В нашей группе тоже есть уголок, оборудованный мягкой мебелью, в котором дети могут не только поиграть, но и полежать, отдохнуть.

Иногда возникает необходимость ограничивать количество детей, желающих играть в одном центре. Многие дети могут расстроиться из-за невозможности находиться в нём столько, сколько они хотят. В этом случае предлагаем ребенку продолжить интересную игру за столом. Важно, чтобы дети видели, что все находятся в равных условиях.

Немалое значение для активизации познавательной активности малыша имеет также доступность и удобство использования элементов развивающей среды. Все материалы для игр доступны детям (хранятся на доступной детям высоте). Материалы, предназначенные для активной детской деятельности, помещены в открытые пластмассовые контейнеры (коробки, корзины, и т.д.). При этом контейнеры, легкие и вместительные, располагаются на полках таким образом, чтобы ими было легко и удобно пользоваться.           

2. Вторая группа условий характеризует требования к профессиональной компетентности педагога. Сама по себе предметная среда не будет в полной мере развивать ребенка, поэтому педагог должен сделать эту среду доступной и понятной для ребенка. Причиной первых радостей и огорчений ребенка является эмоциональное общение с каждым малышом. Необходимо, чтобы взрослый выступал как активный партнер ребенка. Общение взрослого и детей, их совместная деятельность (на втором году жизни) приобретает познавательный характер. 

Обучение происходит при участии педагога в непосредственной образовательной деятельности и в совместной деятельности. Успешный способ овладением предметной деятельностью - это подражание взрослому в процессе обучения.

Дети раннего возраста испытывают потребность в движении, всячески поддерживаем ребенка в его стремлении двигаться, быть активным, создаем условия для этого. Проводим утреннюю гимнастику. Подобрана и оформлена картотека утренней гимнастики для раннего возраста. Для гимнастики у нас имеются игрушки, ленточки, подушки, султанчики, колечки, мешочки, различные предметы.        

Во время гимнастики используем потешки, стихи. Например:

Как у нашей кошечки подросли ребятки,

Подросли ребятки, пушистые котятки,

Очень любят умываться,

Лапкой ушко почесать и животик полизать,

Улеглись на бочок и свернулись в клубок,

А потом прогнули спинки и убежали из корзинки.

Гимнастика с использованием малых фольклорных форм развивает у малышей интерес к движениям и снимает эмоциональное напряжение. Помогает в снятии эмоционального напряжения и музыка. Негромкая, веселая, мелодичная музыка вызывает у детей улыбку. Малыши начинают приплясывать под неё. Регулярно проводим дыхательную гимнастику, используя самостоятельно изготовленные пособия.

Дети раннего возраста много двигаются, поэтому в игровой форме воспитываем желание участвовать в подвижных играх и физических упражнениях. Для этого группе есть мячики, мешочки с песком, дорожка деревянная, горка для свободных игр, разные предметы. Они помогают малышам сосредоточиться. Упражнения сопровождаем стихами и потешками, включаем музыку. Когда ребенок еще мал и не умеет говорить, он повторяет  действия вслед за словами взрослого. А когда ребенок начинает говорить, то уже сам произносит слова потешки или стиха. Потешки используем в различных режимных моментах. Для водных процедур, до и во время приема пищи, перед сном, для радостного пробуждения и т.д. Например:  

Знаем, знаем, да, да, да,

Где тут прячется вода!

Выходи, водица

Мы пришли умыться!

Дети раннего возраста нуждаются в многократном повторении стихов и потешек.

Упражнения двигательного характера и подвижные игры приносят детям огромную радость, снимают эмоциональное напряжение, удовлетворяют потребность в движении.

Второй и третий год жизни - период интенсивного развития всех сторон речи малыша. В повседневных бытовых ситуациях и в специально организованной образовательной деятельности проводим работу по развитию речи малышей.

Все ситуации повседневной жизни, в которых оказывается ребёнок в детском саду, имеют образовательное значение .

Так, ввиду своего возраста не все дети могут себя обслужить, поэтому наша задача обслужить ребенка, одновременно обучая его необходимым умениям. Например: покормить куклу, умыть ее, одеть на прогулку и т.д. сопровождая потешками, например:

Катя варежку надела.

- Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал!

Катя варежку сняла.

- Поглядите-ка, нашла!

Ищешь, ищешь – и найдёшь.

Здравствуй, пальчик!

Как живёшь?

На занятиях мы используем яркие сюжетные игрушки, разнообразные предметы. Например: мягкая игрушка - мишка и мягкая собачка, и резиновая пищалка — петушок. Такие игрушки дадут возможность обыграть тот же «Теремок», «построить» с малышом заборчик, или скамейку. Ознакомить малыша с животным миром, рассказать, как животные могут «говорить». Во время занятий средствами наглядности служат какие-либо предметы (шарики, коробочки и пр.), они после показа даются детям для самостоятельного использования, что помогает лучше ознакомиться с ними. В процессе разнообразных действий малыши знакомятся со свойствами и качествами предметов - круглый, большой, маленький и т.д.

А также детей приучаем слушать и понимать короткие, доступные по содержанию произведения художественной литературы. Для привлечения внимания детей используем настольный кукольный театр. Конечно же, рассказываем детям любимые сказки, такие как «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок». 

Ведём систематическую работу по обогащению чувственного опыта детей в разных видах деятельности. Помогаем им обследовать предметы, выделяя их форму, цвет, величину, совмещая по величине. В играх с пирамидками надеваем кольца по убывающей величине. Мелкую моторику рук развиваем в играх с дидактическим материалом.             

Многие пособия изготовлены своими руками, например: «Покормим мишку ягодками», «Нагрузим машину шариками». Такие самодельные пособия отлично развивают сенсорные способности, координацию движений мелкой моторики рук.

Сшитая из фетра дидактическая игра «Собери картинку» помогает формировать представление о целостности предметов и закреплять умение собирать целое из частей, развивать мышление, внимание, память.

Такие игры способствуют созданию положительного эмоционального фона, воспитывают усидчивость.

Играем в пальчиковые игры. Например: 

«Молоточком я стучу,

дом построить я хочу,

строю я высокий дом,

буду жить я в доме том».

Проводим образовательную деятельность со строительным материалом (настольным, напольным). Знакомим детей с некоторыми формами (кубик, кирпичик, призма). В совместной деятельности конструируем башенки, домики, машины, дорожки, поддерживаем желание строить самостоятельно, обыгрывать постройки с использованием сюжетных игрушек.

Развиваем интерес к музыке, поддерживаем радостное состояние при прослушивании произведения. В результате общения с музыкой ребёнку передаётся её настроение и чувства: радость, тревога, сожаление и грусть. В группе имеются детские музыкальные инструменты разного вида и звучания: погремушки, колокольчики, бубны, барабаны, и т.д. Звучащие игрушки, о которых поётся в песенках, предметы для танцев и музыкальных игр, имеется магнитофон и флеш карты с записями детских песенок. Звучание музыки в группе при встрече детей помогает им успешно адаптироваться к детскому саду. Побуждаем к простейшим движениям под музыку.

3. Взаимодействие детского сада с семьей.

Основная цель взаимодействия детского сада с семьями воспитанников — сохранение и укрепление здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия, комплексное всестороннее развитие и создание оптимальных условий для развития личности каждого ребенка, путем обеспечения единства подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи, и повышения компетентности родителей в области воспитания.

Некоторые родители считают, что ответственность за развитие ребенка и образование лежит на педагогах, а родители выполняют в воспитании своего ребенка «вспомогательную роль»: одеть, накормить и т.д. Это приводит к тому, что некоторые родители во взаимодействии с педагогами детского сада занимают пассивную, иногда отчужденную позицию. Но даже те родители, которые стремятся к сотрудничеству с воспитателями, часто не решаются первыми проявить инициативу и активность, не знают возможных форм сотрудничества, не находят контактов с воспитателями. Поэтому педагогу детского сада во взаимодействии с семьями воспитанников принадлежит роль организатора, инициатора совместной деятельности.

Для эффективного взаимодействия с родителями наших воспитанников проводим родительские собрания (осенью и весной). На первом родительском собрании знакомим родителей с возрастными особенностями детей второго года жизни, рассказываем, на что стоит обратить внимание в воспитании малыша; о том, как проходит адаптация. Использование презентации с фотографиями малышей делает рассказ понятнее для родителей, стимулирует интерес к жизни детей в детском саду. Весной проводим второе родительское собрание, в ходе которого предлагаем родителям посмотреть самостоятельно снятый фильм о том, как дети играют, чем занимаются в детском саду. Демонстрация фильма вызывает у родителей неподдельный эмоциональный отклик, и даже неохотно идущие на контакт с воспитателем родители меняют своё отношение к ДОУ в целом. 

Некоторые родители считают, что их дети ещё слишком малы, чтобы заниматься с ними рисованием или лепкой. Иногда приходится слышать: «Это только мазня! Он же ещё ничего не умеет!». Но поделки и рисунки, выполненные малышами в совместной деятельности с педагогом постепенно убеждают скептически настроенных родителей в обратном. Выставка детских работ организована в приёмной группы.         

Также наши воспитанники являются участниками всевозможных конкурсов детского творчества. На постоянной основе в приёмной группы функционирует фотовыставка «Дети в детском саду».

В приёмной есть уголок здоровья, где родители в ожидании детей могут ознакомиться с информацией, полезной для них, например, с рекомендациями специалистов по профилактике различных заболеваний у детей.

Приводя ребенка в детский сад впервые, родители, прежде всего, интересуются его развитием и физическим состоянием. Каждый день спрашивают, как ребенок ел, спал, играл. Проводим беседы, стараемся ответить на вопросы, если  не можем ответить сразу, приглашаем родителей на консультацию, к которой тщательно готовим материал. В приемной выставляем памятки для родителей, они несут информацию об общих вопросах и порой возникающих проблемах.

На сайте детского сада размещена информация для родителей «Подготовка ребенка к детскому саду».

Таким образом, взаимодействие педагогов и родителей в дошкольном образовательном учреждении осуществляется в разнообразных формах – как традиционных, так и нетрадиционных.

С уверенностью можно сказать, что те условия, которые мы создаем в ходе адаптационного периода, помогают малышам безболезненно приспособиться к новым жизненным условиям и способствуют формированию положительного отношения детей и родителей к дошкольному учреждению.

 

Литература:

1. Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад пособие для воспитателей детского сада / Под редакцией Каплан Л.И.-М.: Просвещение,1983.- 80 с., ил.

2. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.В. Основная образовательная программа дошкольного образования  От рождения до школы / Н.Е. Веракса. М.: мозаика-синтез, 2015. - 368с.

3. Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения для бакалавров / под ред. А.Г. Гогоберидзе, СПб.: Питер, 2015. - 464с.

4. Долгова В.М. Адаптация как научно-исследовательский феномен: сущность и содержание // Молодой ученый. — 2009. — №9. — С. 149-152.

5. Левшина Н.И. Сотрудничество с семьей в создании предметно-развивающей среды для детей раннего возраста // Дошкольная педагогика. 2013. - № 2. - С. 52-59.

6. Матвеева Л.В., Виноградова Н.В. Организация предметно-пространственной среды в группах младшего дошкольного возраста во взаимодействии с родителями дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2017. - № 1. - С. 61-63.

7. Новоселова С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателей дет.садов. М.: Просвещение, 1977.-176 с.

8. Пепеляева Т.П. Современный детский сад - пространство развития детей раннего возраста (на примере ГКП) // Воспитатель, 2019г. №11.