Публикации образовательных и педагогических статей, презентаций, докладов на конференциях

  • v-slovo.ru@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС77-79314 от 16.10.2020г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2712-8261 Смотреть

 
kn publ 2
 
 
kn publ 4
 
 
kn publ 3
 

Использование приёмов ТРИЗ-педагогики в развитии связной речи детей

Дата публикации: 2021-11-09 06:09:10
Статью разместил(а):
Буреева Елена Сергеевна

Использование приёмов ТРИЗ-педагогики в развитии связной речи детей

Автор: Буреева Елена Сергеевна

МБОУ «Московская СОШ им. А.П. Кыштымова», СПДО детский сад «Зоренька»

 

Аннотация: эта статья раскрывает проблемы речевого развития детей дошкольного возраста и показывает пути решения этих проблем.

Ключевые слова: ТРИЗ, речевое развитие, связная речь, дошкольники.

Тематическая рубрика: дошкольное образование.

 

"Если вы хотите, чтобы человек уже в детстве умел выражать свои мысли о тончайших оттенках окружающего мира, человеческих чувств и стремлений, если вы хотите, чтоб слово для него было не заученными звуками, а живым выражением самого себя, умейте выбрать слова, которые заставили бы человека глубоко переживать своё отношение к тому, о чем он знает, слышит, думает."

В. Сухомлинский.

Что такое ТРИЗ? Эта аббревиатура расшифровывается так: теория решения изобретательских задач.

Теория ТРИЗ разработана на базе наук о развитии, воспитании и обучении человека и предусматривает систему средств, методов и приёмов развития мышления, воображения, фантазии, навыков творческой работы.

Практика показывает, что речевое творчество даётся детям очень трудно. Проблема заключается в следующем:

- у дошкольников небольшой опыт монологической речи;

- бедный активный словарь;

- дети не владеют алгоритмом составления связного рассказа.

ТРИЗ-педагогика позволяет решать задачи развития речи проблемным методом. Суть его заключается в том, что ребёнок не получает знания в готовом виде, а втянут в процесс активного поиска. Использование элементов ТРИЗ в игровом процессе помогает научить детей анализировать всё происходящее вокруг, видеть явления и системы не только в структуре, но и во временной динамике.

На первом этапе можно использовать следующие игры: «Дорисуй», «На что это похоже?».

Данные игры можно применять в работе уже с трёхлетними детьми. Дети превращают фигуры в изображения, затем рассказывают о них.

Особенности этих игр в том, что у детей развивается творческое воображение, они учатся рисовать по представлению, составлять небольшие рассказы, используя свои рисунки.

Жизнь состоит из противоречий. А ведь умение обнаруживать противоречия и, тем более, разрешать их, позволяет ребёнку не только сформировать мышление, но и активно защищать свои позиции.

Игра «Хорошо – плохо» проводится в течение всего дня через все виды деятельности.

Игра «Наоборот». В течении этой игры дети усваивают антонимы: много - мало, большой - маленький, далеко - близко.

Данные игры развивают речь, фантазию, наблюдательность, учат рассуждать, помогают детям анализировать явления, свои поступки и поступки товарищей.

Эти игры являются подготовительным этапом для освоения более сложного содержания ТРИЗ.

Метод проб и ошибок». Это метод поиска нового. Он используется для решения несложных задач.

Положительный результат для детей – каждый раз открытие. Метод проб и ошибок стимулирует познавательную активность ребёнка и является первым посвящением в самостоятельную мыслительную деятельность, первым шагом в творчество.

«Метод мозгового штурма».

На первый взгляд у этого метода много общего с обычной беседой. Но есть и существенные отличия:

- каждый участник обсуждения должен не только высказаться, но и предложить свой вариант решения проблемы;

- принимаются любые идеи, даже если они кажутся абсурдными;

- из множества вариантов выбирается один и обсуждается более детально;

- результаты обязательно фиксируются в продуктивной деятельности (сочинение сказки, рисование).

Метод мозгового штурма применяется в работе со старшими дошкольниками. Одним из приёмов МШ является решение сказочных задач.

Например:

- Как сделать так, чтобы Иванушка напился из копытца, но при этом не стал козлёночком?

- Как сохранить теремок невредимым? И так далее.

При этом у дошкольников развивается не только фантазия, но и речь. Они с удовольствием слушают и лучше усваивают те произведения, где они вместе с героями сами активно участвовали во всех событиях.

Метод Каталога.

Этот метод позволяет решить проблему творческого сочинительства. Он разработан профессором Берлинского университета Э. Кунце в 1932 году. Суть его заключается в построении связного текста сказочного содержания через последовательность вопросов.

Примерные вопросы для детей 3-4 лет:

- О ком сочиняем сказку?

- Жил-был кто?

- С кем он дружил?

- Пришёл злой (добрый) … (кто?)

- Кто помог друзьям спастись?

Примерные вопросы для детей 5-7лет:

- Жил-был кто?

- Какой он был?

- Пошёл гулять куда?

- Решил искать кого?

- Встретил злого (доброго) … (кого?)

- Что этот герой делал?

-У нашего героя был друг (кто?)

- Какой он был?

- Как он может помочь нашему герою?

- Что стало со злым персонажем?

В зависимости от возраста детей вопросы становятся всё подробнее, героям дают более детальные характеристики, вводятся новые действующие лица.

Для успешного решения задач по развитию связной речи применяется система творческих заданий:

- развитие умения составлять загадки;

- применение приёмов фантазирования;

- работа с опорной таблицей;

- составление схем-пиктограмм.

Эти схемы рисуем и разбираем вместе с детьми. Опираясь на них, ребята сами вспоминают стихотворения и учат друг друга, таким образом запоминается большое количество текстов.

Теория решения изобретательских задач активизирует детей, раскрепощает, учит общаться, слышать друг друга, придаёт уверенность, помогает раскрыться, даёт возможность думать и принимать решения.

 

. . . . . . .