Использование приёмов ТРИЗ-педагогики в развитии связной речи детей
Использование приёмов ТРИЗ-педагогики в развитии связной речи детей
Автор: Буреева Елена Сергеевна
МБОУ «Московская СОШ им. А.П. Кыштымова», СПДО детский сад «Зоренька»
Аннотация: эта статья раскрывает проблемы речевого развития детей дошкольного возраста и показывает пути решения этих проблем.
Ключевые слова: ТРИЗ, речевое развитие, связная речь, дошкольники.
Тематическая рубрика: дошкольное образование.
"Если вы хотите, чтобы человек уже в детстве умел выражать свои мысли о тончайших оттенках окружающего мира, человеческих чувств и стремлений, если вы хотите, чтоб слово для него было не заученными звуками, а живым выражением самого себя, умейте выбрать слова, которые заставили бы человека глубоко переживать своё отношение к тому, о чем он знает, слышит, думает."
В. Сухомлинский.
Что такое ТРИЗ? Эта аббревиатура расшифровывается так: теория решения изобретательских задач.
Теория ТРИЗ разработана на базе наук о развитии, воспитании и обучении человека и предусматривает систему средств, методов и приёмов развития мышления, воображения, фантазии, навыков творческой работы.
Практика показывает, что речевое творчество даётся детям очень трудно. Проблема заключается в следующем:
- у дошкольников небольшой опыт монологической речи;
- бедный активный словарь;
- дети не владеют алгоритмом составления связного рассказа.
ТРИЗ-педагогика позволяет решать задачи развития речи проблемным методом. Суть его заключается в том, что ребёнок не получает знания в готовом виде, а втянут в процесс активного поиска. Использование элементов ТРИЗ в игровом процессе помогает научить детей анализировать всё происходящее вокруг, видеть явления и системы не только в структуре, но и во временной динамике.
На первом этапе можно использовать следующие игры: «Дорисуй», «На что это похоже?».
Данные игры можно применять в работе уже с трёхлетними детьми. Дети превращают фигуры в изображения, затем рассказывают о них.
Особенности этих игр в том, что у детей развивается творческое воображение, они учатся рисовать по представлению, составлять небольшие рассказы, используя свои рисунки.
Жизнь состоит из противоречий. А ведь умение обнаруживать противоречия и, тем более, разрешать их, позволяет ребёнку не только сформировать мышление, но и активно защищать свои позиции.
Игра «Хорошо – плохо» проводится в течение всего дня через все виды деятельности.
Игра «Наоборот». В течении этой игры дети усваивают антонимы: много - мало, большой - маленький, далеко - близко.
Данные игры развивают речь, фантазию, наблюдательность, учат рассуждать, помогают детям анализировать явления, свои поступки и поступки товарищей.
Эти игры являются подготовительным этапом для освоения более сложного содержания ТРИЗ.
Метод проб и ошибок». Это метод поиска нового. Он используется для решения несложных задач.
Положительный результат для детей – каждый раз открытие. Метод проб и ошибок стимулирует познавательную активность ребёнка и является первым посвящением в самостоятельную мыслительную деятельность, первым шагом в творчество.
«Метод мозгового штурма».
На первый взгляд у этого метода много общего с обычной беседой. Но есть и существенные отличия:
- каждый участник обсуждения должен не только высказаться, но и предложить свой вариант решения проблемы;
- принимаются любые идеи, даже если они кажутся абсурдными;
- из множества вариантов выбирается один и обсуждается более детально;
- результаты обязательно фиксируются в продуктивной деятельности (сочинение сказки, рисование).
Метод мозгового штурма применяется в работе со старшими дошкольниками. Одним из приёмов МШ является решение сказочных задач.
Например:
- Как сделать так, чтобы Иванушка напился из копытца, но при этом не стал козлёночком?
- Как сохранить теремок невредимым? И так далее.
При этом у дошкольников развивается не только фантазия, но и речь. Они с удовольствием слушают и лучше усваивают те произведения, где они вместе с героями сами активно участвовали во всех событиях.
Метод Каталога.
Этот метод позволяет решить проблему творческого сочинительства. Он разработан профессором Берлинского университета Э. Кунце в 1932 году. Суть его заключается в построении связного текста сказочного содержания через последовательность вопросов.
Примерные вопросы для детей 3-4 лет:
- О ком сочиняем сказку?
- Жил-был кто?
- С кем он дружил?
- Пришёл злой (добрый) … (кто?)
- Кто помог друзьям спастись?
Примерные вопросы для детей 5-7лет:
- Жил-был кто?
- Какой он был?
- Пошёл гулять куда?
- Решил искать кого?
- Встретил злого (доброго) … (кого?)
- Что этот герой делал?
-У нашего героя был друг (кто?)
- Какой он был?
- Как он может помочь нашему герою?
- Что стало со злым персонажем?
В зависимости от возраста детей вопросы становятся всё подробнее, героям дают более детальные характеристики, вводятся новые действующие лица.
Для успешного решения задач по развитию связной речи применяется система творческих заданий:
- развитие умения составлять загадки;
- применение приёмов фантазирования;
- работа с опорной таблицей;
- составление схем-пиктограмм.
Эти схемы рисуем и разбираем вместе с детьми. Опираясь на них, ребята сами вспоминают стихотворения и учат друг друга, таким образом запоминается большое количество текстов.
Теория решения изобретательских задач активизирует детей, раскрепощает, учит общаться, слышать друг друга, придаёт уверенность, помогает раскрыться, даёт возможность думать и принимать решения.