Применение игровой технологии В.В. Воскобовича в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Применение игровой технологии В.В. Воскобовича в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Автор: Исупова Мария Николаевна
В условиях реализации ФГOС поиск альтернативных форм и методов работы с детьми становится актуальным для педагога дошкольного образования.
В дошкольном возрасте ничто не может заинтересовать ребенка так сильно, как игра. ФГOC ДО определяет дошкольника как «играющего человека». Игра – в свете ФГОC выступает как форма социализации ребёнка. Игра – не развлечение, а особый способ вовлечения детей в творческую деятельность, способ стимулирования их активности.
Сегодня стоит острая проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей. Дети избалованы изобилием и разнообразием игр и игрушек, которые не всегда несут в себе нужную педагогическую информацию. Трудности испытывают и родители и воспитатели: то, в какие игры играли родители и то, что годами отрабатывали на практике и применяли в своей жизни воспитатели, теперь – в изменившихся условиях – перестало работать. Сенсорная агрессия окружающей ребенка среды (Барби, роботы, монстры, киборги и т.д.) может привести к кризису игровой культуры.
Поэтому от педагога требуется умение ориентироваться в мире современных игр и игрушек, сохраняя баланс между желанием ребенка и пользой для него, больше уделяя внимание современным нетрадиционным дидактическим и развивающим играм, способствуя адекватной социализации ребенка.
Изучив множество технологий, остановились на технологии В.В. Воскобовича. Проект по использованию игр В.В. Воскобовича реализовывался через образовательную и самостоятельную деятельность, создание развивающей среды.
Основные субьекты проекта - воспитанники старшей группы и родители.
Цель проекта: Создание психолого-педагогических условий игровой технологии для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста.
На 1 – подготовительном этапе провели анкетирование детей по сформированности познавательно-творческих умений у детей старшего дошкольного возраста, которое показало, что 25 % детей имеют низкий уровень развития. Изучили методическую литературу по данной теме.
На 2 – практическом этапе составили план мероприятий с использованием игр Вячеслава Вадимовича Воскобовича. Хочется остановиться на некоторых развивающих играх.
Например, играя в игру «Геоконт», дети не просто путешествуют с Малышом Гео, а выполняя задания, помогают ему с помощью конструирования разноцветных геометрических фигур преодолевать различные препятствия в Фиолетовом Лесу. воспитанники с удовольствием конструируют геометрические фигуры, создают узоры, образы по собственному замыслу, плетут паутинки Паука Юка. Кроме того, в игре закрепляют знания букв и цифр.
С помощью игры дети осваивают сенсорные эталоны цвета, формы, величины, тренируют тактильно-осязательные анализаторы, Это имеет огромное значение для их дальнейшего умственного развития.
В игре «Квадрат Воскобовича» или вечное оригами можно фантазировать вместе с ребенком. Треугольники на квадратном поле располагаются так, что можно создавать домик для собачки, скворечник для вороны и многое другое. Можно создавать силуэты мышки, котика. В принципе, тут нет ограничений. Игры развивают мелкую моторику рук, пространственное мышление, сенсорные способности, мыслительные процессы, умение конструировать. С помощью квадрата ребята знакомятся и с геометрическими понятиями: угол, диагональ, центр, геометрическими фигурами, закрепляют навыки счета.
Игра «Игровизор» при использовании маркера, воспитанники рисуют различные геометрические фигуры и превращают их в предметы и целые сюжетные картины, пишут цифры и буквы, выполняют графические диктанты, решают примеры, играют в морской бой или крестики-нолики и выполняют множество разных интересных заданий. Пособие совершенствует три группы навыков: аналитические, творческие, моторные. Ребенок учится ориентироваться в пространстве, разбирается в формах и размерах, изучает понятие «симметрии» и сравнивает изображения по всем этим признакам. Также он продолжает творить, развивая свое воображение!
Что отличает игры Воскобовича от всех остальных?
1. Возрастной диапазон. Одна и та же игра интересна детям разного возраста, так как у ней есть многоступенчатые задания для детей.
2. Многофункциональность. С помощью игр решаются сразу несколько образовательных задач: сначала нужно из деталей головоломки составить и придумать сказочный мир, в это время ребенок незаметно для себя запоминает и узнает цвет, развивает память и мышление, мелкую моторику, внимание.
3. Творческий потенциал. Все игры - свободный полет воображения, которое может вылиться в какое нибудь открытие.
4. Сочетание сказки и головоломки. Он предлагает создать развивающую среду Фиолетовый лес. Как будет выглядеть ваш лес – придумывают дети.
Ребенок погружается в сказку, которую читает взрослый и путешествует по фиолетовому лесу, где встречает сказочных героев: например «чудо квадрат», которому скучно, по сюжету квадрат в руках ребенка превращается то в домик, то в зверушку. Ребенок слушает сказку и по ходу события отвечает на вопросы, выполняет игровые задания. Все сказки авторские.
Ребенок незаметно становится участником события и «проживает» веселые приключения. Все игры очень творческие, добрые и постепенно по мере усложнения включаются в деятельность малыша. Постоянное и постепенное усложнение игр помогает удержать детское внимание в зоне оптимальной трудности.
Благодаря этим играм у ребенка развиваются все психические процессы, мыслительные операции, развиваются способности к моделированию и конструированию, формируются представления о математических понятиях, идет успешная подготовка к школе.
Родители принимали активное участие в изготовлении игр и пособий, в совместных мероприятиях по изучению правил игр ...
С некоторыми играми могу поделиться.
На 3 – заключительном этапе провели повторную диагностику, которая показала, что 15 % детей повысили уровень познавательно-творческих умении. Провели анализ результатов
Таким образом, игровая технология В.В. Воскобовича способствует развитию мышления, воображения, и творческих способностей детей.
Список литературы:
1. Воскобович В.В., Харько Т.Г. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры» / В.В, Воскобович, Т.Г. Харько. - М., 2003.
2. Воскобович В.В. «Тайна ворона Метра» - М., 2003
3. Бондаренко Т.М. Развивающие игры в ДОУ - Воронеж, ИП Лакоценина С.С.,2012
4. Филимонова Н.И. «Интеллектуальное развитие дошкольников. Игры для фантазеров»
5. Михайлова З.А. «Игровые занимательные задания для дошкольников»
6. Никитин Б.П. «Ступеньки творчества или развивающие игры».