Публикации образовательных и педагогических статей, презентаций, докладов на конференциях

  • v-slovo.ru@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС77-79314 от 16.10.2020г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2712-8261 Смотреть

 
kn publ 2
 
 
kn publ 4
 
 
kn publ 3
 

Применение игровой технологии В.В. Воскобовича в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Дата публикации: 2021-10-13 19:02:22
Статью разместил(а):
Исупова Мария Николаевна

Применение игровой технологии В.В. Воскобовича в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Автор: Исупова Мария Николаевна

 

В условиях реализации ФГOС поиск альтернативных форм и методов работы с детьми становится актуальным для педагога дошкольного образования.

В дошкольном возрасте ничто не может заинтересовать ребенка так сильно, как игра. ФГOC ДО определяет дошкольника как «играющего человека». Игра – в свете ФГОC выступает как форма социализации ребёнка. Игра – не развлечение, а особый способ вовлечения детей в творческую деятельность, способ стимулирования их активности. 

Сегодня стоит острая проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей. Дети избалованы изобилием и разнообразием игр и игрушек, которые не всегда несут в себе нужную педагогическую информацию. Трудности испытывают и родители и воспитатели: то, в какие игры играли родители и то, что годами отрабатывали на практике и применяли в своей жизни воспитатели, теперь – в изменившихся условиях – перестало работать. Сенсорная агрессия окружающей ребенка среды (Барби, роботы, монстры, киборги и т.д.) может привести к кризису игровой культуры.

Поэтому от педагога требуется умение ориентироваться в мире современных игр и игрушек, сохраняя баланс между желанием ребенка и пользой для него, больше уделяя внимание современным нетрадиционным дидактическим и развивающим играм, способствуя адекватной социализации ребенка.

Изучив множество технологий, остановились на технологии В.В. Воскобовича. Проект по использованию игр В.В. Воскобовича реализовывался через образовательную и самостоятельную деятельность, создание развивающей среды.

Основные субьекты проекта - воспитанники старшей группы и родители.

Цель проекта: Создание психолого-педагогических условий игровой технологии для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста. 

На 1 – подготовительном этапе провели анкетирование детей по сформированности познавательно-творческих умений у детей старшего дошкольного возраста, которое показало, что 25 % детей имеют низкий уровень развития. Изучили методическую литературу по данной теме.

На 2 – практическом этапе составили план мероприятий с использованием игр Вячеслава Вадимовича Воскобовича. Хочется остановиться на некоторых развивающих играх.

Например, играя в игру «Геоконт», дети не просто путешествуют с Малышом Гео, а выполняя задания, помогают ему с помощью конструирования разноцветных геометрических фигур преодолевать различные препятствия в Фиолетовом Лесу. воспитанники с удовольствием конструируют геометрические фигуры, создают узоры, образы по собственному замыслу, плетут паутинки Паука Юка. Кроме того, в игре закрепляют знания букв и цифр.

С помощью игры дети осваивают сенсорные эталоны цвета, формы, величины, тренируют тактильно-осязательные анализаторы, Это имеет огромное значение для их дальнейшего умственного развития.

В игре «Квадрат Воскобовича» или вечное оригами можно фантазировать вместе с ребенком. Треугольники на квадратном поле располагаются так, что можно создавать домик для собачки, скворечник для вороны и многое другое. Можно создавать силуэты мышки, котика. В принципе, тут нет ограничений. Игры развивают мелкую моторику рук, пространственное мышление, сенсорные способности, мыслительные процессы, умение конструировать. С помощью квадрата ребята знакомятся и с геометрическими понятиями: угол, диагональ, центр, геометрическими фигурами, закрепляют навыки счета.

Игра «Игровизор» при использовании маркера, воспитанники рисуют различные геометрические фигуры и превращают их в предметы и целые сюжетные картины, пишут цифры и буквы, выполняют графические диктанты, решают примеры, играют в морской бой или крестики-нолики и выполняют множество разных интересных заданий. Пособие совершенствует три группы навыков: аналитические, творческие, моторные. Ребенок учится ориентироваться в пространстве, разбирается в формах и размерах, изучает понятие «симметрии» и сравнивает изображения по всем этим признакам. Также он продолжает творить, развивая свое воображение!

Что отличает игры Воскобовича от всех остальных?

1. Возрастной диапазон. Одна и та же игра интересна детям разного возраста, так как у ней есть многоступенчатые задания для детей.

2. Многофункциональность. С помощью игр решаются сразу несколько образовательных задач: сначала нужно из деталей головоломки составить и придумать сказочный мир, в это время ребенок незаметно для себя запоминает и узнает цвет, развивает память и мышление, мелкую моторику, внимание.

3. Творческий потенциал. Все игры - свободный полет воображения, которое может вылиться в какое нибудь открытие.

4. Сочетание сказки и головоломки. Он предлагает создать развивающую среду Фиолетовый лес. Как будет выглядеть ваш лес – придумывают дети.

Ребенок погружается в сказку, которую читает взрослый и путешествует по фиолетовому лесу, где встречает сказочных героев: например «чудо квадрат», которому скучно, по сюжету квадрат в руках ребенка превращается то в домик, то в зверушку. Ребенок слушает сказку и по ходу события отвечает на вопросы, выполняет игровые задания. Все сказки авторские.

Ребенок незаметно становится участником события и «проживает» веселые приключения. Все игры очень творческие, добрые и постепенно  по мере усложнения включаются в деятельность малыша. Постоянное и постепенное усложнение игр помогает удержать детское внимание в зоне оптимальной трудности.

Благодаря этим играм у ребенка развиваются все психические процессы, мыслительные операции, развиваются способности к моделированию и конструированию, формируются представления о математических понятиях, идет успешная подготовка к школе.

Родители принимали активное участие в изготовлении  игр и пособий, в совместных мероприятиях по изучению правил игр ...

С некоторыми играми могу поделиться.

На 3 – заключительном этапе провели повторную диагностику, которая показала, что 15 % детей повысили уровень познавательно-творческих умении. Провели анализ результатов

Таким образом, игровая технология В.В. Воскобовича способствует развитию мышления, воображения, и творческих способностей детей.

 

Список литературы:  

1. Воскобович В.В., Харько Т.Г. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры» / В.В, Воскобович, Т.Г. Харько. - М., 2003.

2. Воскобович В.В. «Тайна ворона Метра» - М., 2003

3. Бондаренко Т.М. Развивающие игры в ДОУ - Воронеж, ИП Лакоценина С.С.,2012

4. Филимонова Н.И. «Интеллектуальное развитие дошкольников. Игры для фантазеров»

5. Михайлова З.А. «Игровые занимательные задания для дошкольников»

6. Никитин Б.П. «Ступеньки творчества или развивающие игры».

 

. . . . . . .