Мировое кафе - современный интерактивный метод работы с родителями в ДОУ

Дата публикации: 2021-09-19 21:28:49
Статью разместил(а):
Старицына Светлана Васильевна

Мировое кафе - современный интерактивный метод работы с родителями в ДОУ

Автор: Старицына Светлана Васильевна

МБДОУ № 167 «Улыбка», г. Архангельск

 

Аннотация: Автор в статье описывает интерактивную форму работы с родителями в ДОУ «Мировое кафе» через свой опыт работы.

Ключевые слова: «Мировое кафе», интерактивная форма работы с родителями.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Включение семьи как партнера и активного субъекта в образовательную среду дошкольного образовательного учреждения качественно изменяет условия взаимодействия педагогов и родителей, имеющих собственные стратегические интересы в сфере дошкольного образования ребенка.

В своих работах, учёные предлагают интерактивные формы работы педагога с семьёй - Е.П. Арнаутова, Т.Н. Доронова, О.В. Солодянкина. Интерактивные методы выполняют диагностическую функцию, с их помощью проясняются родительские ожидания, представления, тревоги и страхи. Интерактивные формы могут создать позитивную установку у родителей по отношению к педагогу, работающему с их детьми и способствовать конструктивной полемике с ним. Интерактивные формы с родителями способствуют проработке важнейших проблем в воспитании детей дошкольного возраста. В результате проведения создается благоприятная среда для повышения количества контактов родителей с педагогами, сформировываются положительные отношения родителей к учреждению.

Цель: повышение психолого-педагогической компетенции родителей по проблеме успешности каждого ребенка в дошкольном учреждении, объединение и сплоченность родительского коллектива, привлечение родителей к активному взаимодействию с дошкольным учреждением, вырастает потребность в организации семейного досуга. 

Задачи:

1. Создать условия для творческого применения знаний родителей о взаимодействии детей и родителей в семье, создать портрет родителя в глазах ребенка и портрет ребенка глазами родителей.

2. Выявить, что необходимо знать родителю о дошкольном учреждении, о мероприятиях, проводимых для детей и родителей в ДОУ.

3. Формировать у родителей умение логически рассуждать, аргументировать свою позицию.
Взаимное обучение участников за счет сосредоточения и фиксации значительного объема знаний и опыта присутствующих по обсуждаемой теме.

Методы: мозговой штурм, диалог, для «хозяина кафе» наблюдение за участниками и помощь необходимая группам.

Исходя из актуальности, среди множества активных методов взаимодействия, которые успешно используются в дошкольном учреждении, интерактивные методы сотрудничества с семьей выглядят более привлекательно и эффективно.

Метод фасилитации стимулирует к более напряженной мысленной работе педагогов, чем обычные консультации или традиционные родительские собрания. Тем не менее, мы решили опробовать новый метод взаимодействия с родителями «Мировое кафе», так как на протяжении двух предыдущих лет наблюдали отрешенность некоторых родителей от участия в жизни группы и детского сада.

Алгоритм подготовки и проведения «Мирового кафе» заключался из нескольких этапов.

Первый этап: Зачем нам это нужно?

Перед началом непосредственной подготовки ведущий должен четко представлять для себя ответы на следующие вопросы:

- Какой вопрос хотелось бы заявить для рассмотрения?

- Сколько будет участников?

- Как долго можно проводить обсуждение?

- Сколько аспектов предполагаемой проблемы хотелось бы обсудить? Какие из них будут наиболее важными, какие будут стимулировать креативность?

- Что представляется наиболее желаемым результатом обсуждения?

Второй этап: Как создать атмосферу?

1. Оформление приглашения для участников, в котором указана тема Кафе, которая будет обсуждаться.

2. Продумывается оформление помещения.

Третий этап: Как правильно спросить?

Составление списка вопросов для Кафе. Это ключевой этап подготовки. Хорошо сформулированные вопросы притягивают энергию и наше внимание к тому, что действительно важно в обсуждаемой теме. Они не предполагают немедленных действий, они предлагают изучение, а не защиту собственных убеждений. Обсуждаться может один или несколько вопросов, являющихся продолжением друг друга.

До проведения мероприятия нами была проведена предварительная работа, которая состояла из следующих этапов:

1. Рисуночный тест «Моя семья» с детьми и интерпретация методики.

2. Опрос детей и блиц-опрос родителей на тему «Дети глазами родителей, родители глазами детей».

3. Фотовыставка «Моя семья».

4. Анализ возможности участия родителей в жизни группы и ДОУ.

5. Приглашение родителей в Мировое кафе.

Мировое кафе проходило в арендованном зале кафе, там соответствующим образом уже были расставлены столы, подготовлен необходимый материал: «скатерти» - ватманы, фломастеры, карандаши, стикеры, предоставленные темы обсуждений для каждого стола, ноутбук с презентацией, на столах, чай, кофе, угощение к чаю заказывали родители. Присутствующие (15 человек) расположились за столами, как и в обычном кафе. Родители не ожидали, что станут участниками «своеобразного» родительского собрания. После приветственного слова, мы объяснили правила проведения «Мирового кафе».

Мировое кафе – это технология, которая позволяет совместить приятное с полезным, перенести уютную атмосферу кофеен в серьезные собрания и сделать обсуждение комфортным, приятным, креативным и продуктивным. Во время его проведения допускается и даже поощряется возможность свободно вести беседу за чашкой чая или кофе. Себя мы объявили «хозяевами кафе». Предложили каждому столу, их было три выбрать «хозяина» за столом, остальные - его «гости». Через небольшой отрезок времени, мы взяли начальное время 10 минут, «гости» отправляются к следующему столику, они выступают «посланцами новых идей», «хозяин» же остается на месте и вводит новых пришедших к нему «гостей» в курс дела: презентует основные соображения, рассмотренные до этого. Работа продолжается с учетом всего, что подготовили предыдущие «гости». Последующие перемещения от стола к столу, проходило с интервалом семь минут.

В зависимости от тем обсуждения на мероприятии продолжительность «раунда» может достигать 30 минут. Мы рассчитывали проведение мероприятия на час полтора. На последнем раунде все возвращаются за свой столик, обобщаются идеи, с которыми знакомятся все участники.

Для рассмотрения вопросов в малой группе есть бумажные скатерти и куча фломастеров, все идеи фиксируются в любой форме - запись, рисунок, диаграмма. После полного прохождения «хождений» между столиками все оказываются за изначальным столом, подводят итоги всех гостей, обобщают мысли и выбирают пять наиболее значимых вариантов ответов. В конце работы устраивается «вернисаж бумажных скатертей» - результаты всех участников вывешивают для всеобщего ознакомления и обсуждения; возможны и другие варианты, например, все материалы собираются вместе, и издается Книга. Мы на своем мероприятии применили вариант выступления участника(-ов) от каждого стола, с демонстрацией и озвучиванием выводов по каждой теме обсуждения.

Темы обсуждения:

1 стол – Идеальные родители глазами детей.

2 стол – Дети в глазах родителей.

3 стол – Как помочь ребенку быть успешным в детском саду? 

Участники групп записывали, рисовали свои мысли, в процесс обсуждения был вовлечен «коллективный интеллект», в результате работы родители проявляли инициативу, убедительно доказывали своё мнение и демонстрировали творческий подход к обсуждаемым вопросам.

Я считаю, что главная цель проведения «Мирового кафе» - привлечение родителей к активному участию в жизни группы, установлению доверительных партнерских отношений нами была достигнута. Полученные результаты перечислим ниже.

Заключение.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. Мы разработали для себя критерий, который назвали «включенностью» родителей в образовательный процесс. Сначала этот критерий отражал количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий; участие в выставках, вернисажах; посещение «Дня открытых дверей»; помощь родителей в оснащении педагогического процесса.

Я выделила для себя качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых. Такой анализ позволил оценить метод взаимодействия с родителями, который мы успешно применили на практике, что повысило включенность родителей в жизнь группы и детского сада, и увеличило количественные показатели.