Инновационные технологии в ДОУ в работе инструктора по физической культуре

Дата публикации: 2021-04-07 22:01:54
Статью разместил(а):
Гончар Елена Анатольевна

Инновационные технологии в ДОУ в работе инструктора по физической культуре

Автор: Гончар Елена Анатольевна

МАОУ «О.Ц. им. Расковой М.М.», г. Энгельс

 

Аннотация. Статья посвящена эффективным формам, использования инновационных подходов и новых технологий при организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.

Ключевые слова. Здоровье, инновационные подходы и технологии.

 

Давайте с вами поговорим об инновационных подходах в физкультурно-оздоровительной работе. Именно это направление в настоящее время приобретает особую актуальность, поскольку сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения (что невозможно без физического развития) превращается сейчас в первоочередную социальную задачу.

Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей ребенка.

Здоровье - естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений.

В уставе Всемирной организации здравоохранения записано: "Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов" (психическое, физическое, нравственное).

Здоровье детей зависит не только от особенностей их физического состояния, но и от условий жизни в семье, санитарной и гигиенической культуры людей, уровня развития здравоохранения и образования, социально-экономической и экологической ситуации в стране. Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях актуальна, своевременна и достаточно сложна, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества.

Физическое развитие остается основным критерием состояния здоровья детей, отражая изменения, происходящие в экономических, социальных, экологических условиях жизни. Здоровье является важным условием гармоничного физического развития. Малоподвижный образ жизни современных детей ведет к увеличению числа хронических заболеваний. Дети очень часто большую часть времени проводят за компьютером. Здоровый подвижный образ жизни вытесняется пассивным времяпрепровождением. Дети передвигаются пешком гораздо реже и всё больше используют городской общественный или личный транспорт даже для поездки от дома до детского сада.

Стремительно развивающийся прогресс освобождает человека от физической нагрузки, постепенно изменяется его внешний вид, причем не в лучшую сторону. Повсеместно можно заметить сутулые спины, лишний вес, испорченное зрение, вялость движений, отстраненный взгляд. Значительно увеличилось число хронических заболеваний, от которых страдали недавно преимущественно пожилые люди. Эти явления – последствия сидячего образа жизни современного человека. Наиболее часто встречающиеся 14 заболевания современности – это болезни опорно-двигательного аппарата. Искривление позвоночника, или сколиоз, а впоследствии остеохондроз, постоянно преследуют малоподвижного человека.

Последствия сидячего образа жизни, несомненно, сказываются на суставах человека. Малоподвижность опасна замедлением кровообращения, что неизменно приводит к образованию тромбов, которые способны с легкостью закупорить жизненно важный кровеносный сосуд в сердце, легких, головном мозге. Другой несомненной опасностью для здоровья человека, вызванной последствиями сидячего образа жизни, является появление избыточного веса.

Приоритетная задача нового этапа реформирования системы образования – сбережение и укрепление здоровья воспитанников, выбор инновационных образовательных технологий, соответствующих возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье. Позволяющие насытить образовательный процесс положительными эмоциями, увеличить двигательную активность воспитанников, которая является мощным фактором интеллектуального и эмоционального развития дошкольника.

Каждая дошкольная организация ищет свои пути в этом направлении. В нашем детском саду разработана модель этого процесса, включающая использование следующих инновационных форм такого направления:

«Фитбол – гимнастика» - одна из эффективных форм работы с воспитанниками является методика работы с фитболами. Он привлекает к себе внимание дошкольников, стимулирует их фантазию и двигательное творчество. Занятия с мячом укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, но главное – формируют сложно и длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки.

«Степ – аэробика» - для работы по данной технологии не требуется приобретения дорогостоящего оборудования, достаточно шаговой скамейки, высотой 10 см, шириной 25 см, длинной 40 см можно изготовить своими руками. Позитивное воздействие степ – платформы, улучшение осанки, укрепление дыхательной системы, приобретение необходимых двигательных умений и навыков, развитие двигательной памяти.

«Скандинавская ходьба» – это гармоничное и эффективное средство развития организма ребенка. Сама техника скандинавской ходьбы очень проста. Она похоже на то, как мы ходим. Сам шаг начинается с пятки, и перекатывается на носок до полного сцепления всей ступни с поверхностью, и затем пятка отрывается и последним в воздухе оказывается носок. Занятия на свежем воздухе доставляют большое удовольствие, оказывают положительное влияние на нервную систему, оздоравливает организм, обеспечивая высокую умственную и физическую работоспособность.

Известно, что ни одна даже самая лучшие инновационная методика не может гарантировать полноценного результата, если ее задачи не решаются совместно с семьей, если не создано детско-родительское сообщество (дети–родители–педагоги, для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого. Родители являются нашими партнерами. Активно участвуют в различных мероприятиях: соревнованиях, досугах, праздниках.

Непринужденная веселая атмосфера позволяет ребенку выполнять различные, даже самые сложные, задания, а взрослым проявлять к ребенку больше внимания и увеличивает совместное общение с детьми в атмосфере любви, заботы и радости.

Успешность деятельности в данном направлении определяется способностью детей использовать приобретенные знания и умения.

Внедряя в работу инновационные технологии в системе занятий физической культурой, я пришла к выводу, что у детей повышается интерес к таким занятиям, увеличивается уровень их физической подготовленности, развитие физических качеств: мышечной силы, ловкости, выносливости, гибкости. Развиваются внимание, память, воображение, умственные способности. Происходит воспитание нравственных качеств, коммуникабельности. Укрепление костно-мышечной системы, повышение функциональной деятельности органов и систем организма. Создание условий для положительного психоэмоционального состояния детей, а значит, благоприятно сказывается на здоровье каждого ребенка.

Анализ показателей заболеваемости дошкольников позволил отметить тенденцию к её снижению; это связано не только с возрастом детей, но и с оздоровительной работой. Повысилась посещаемость. Снизилась простудная заболеваемость. Дети легко идут на контакт, они жизнерадостны и подвижны.

Повышение уровня развития физических качеств является свидетельствует об эффективности использования инновационных технологий в саду. По представленным количественным и качественным результатам за 2020–2021 учебный год отмечена существенная положительная динамика по всем показателям физической подготовленности у каждого воспитанника.

Именно обучение и воспитание, проявляясь в единстве целей формирования гармонично развитой личности, создают мотивацию в человеке.

Использование инновационных технологий в учреждении дошкольного образования - это попытка по-новому взглянуть на педагогический процесс современного детского сада, особенности его организации, профессиональную деятельность специалистов дошкольного образования.

 

Библиографический список:

1. Матвеева А.П. и Мельникова С.Б. Методика физического воспитания с основами теории. - М. 1991.

2. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. - М., 1986. -304с.

3. Шорыгина Т.А. Беседа о здоровье. — Творческий центр г.Москва, 2008.

4. Холодов Ж.К. и Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта. - М., 2000. - 480с.

5. Яковлева Т.С. Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду. Примерные планы и конспекты занятий // Дошкольное воспитание и обучение: приложение к журналу «Воспитание дошкольников». –М.: Школьная Пресса, 2006.

6. Гончарова О.В. Инновационные технологии организации научно-методического сопровождения профессиональной деятельности педагогов в образовательном учреждении // Современные проблемы науки и образования. –2014.