Сюжетно-ролевая игра и её значение в нравственном воспитании дошкольников

Дата публикации: 2021-04-07 18:05:56
Статью разместил(а):
Тимирова Марина Хадрбулатовна

Сюжетно-ролевая игра и её значение в нравственном воспитании дошкольников

Автор: Тимирова Марина Хадрбулатовна

 

В последнее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. У детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Надо ли перечислять все те беды, которые рождает человеческое равнодушие, жестокость, опустошённость, безразличие. Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранение национального достояния всех народов России.

Актуальность духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в современной России отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. ФГОС ДО выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». Стандарт направлен на решение ряда задач, таких как «объединения обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества», «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитием их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка…».

Основные задачи нравственного воспитания детей дошкольного возраста заключаются в следующем:

- воспитывать культуру поведения, гуманные отношения между детьми и взрослыми (выполнение элементарных правил общежития, доброжелательность, чуткость, отзывчивость, заботливое отношение к близким людям и т. п.);

- воспитывать чувство коллективизма, формировать коллективистические взаимоотношения детей, воспитать любовь к Родине, уважения и симпатии к людям разных национальностей;

- воспитывать трудолюбие, проявляющегося в устойчивом желании и умении трудиться.                          

В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей, потому что ведущим видом деятельности дошкольника является сюжетно-ролевая игра, где ребенок моделирует способы поведения, действия, взаимоотношения взрослых. В ней на первый план выдвигаются отношения между людьми и смысл их труда. Выполняя роли, ребенок учится действовать в соответствии с нравственными нормами, принятыми в человеческом обществе. Я считаю, что сюжетно-ролевую игру трудно переоценить.

Ценность её как средства и действенного метода нравственного воспитания состоит в том, что эта деятельность даёт ребёнку возможность наиболее свободно и самостоятельно устанавливать связи и отношения с другими детьми, выбирать цели. В ролевой игре отчётливо проявляются достижения и недостатки нравственного воспитания, уровень овладения детьми нормами и правилами поведения. Когда ребенок копирует  жизнь взрослых, он проникается их заботами и делами, усваивает моральные нормы нашего общества.

Разыгрывание  ролей взрослых – няни, мамы, отца, бабушки – содействует развитию положительных форм поведения детей: в коллективной игре надо выполнять хорошо и работу повара, и работу водителя, быть заботливой бабушкой. По моему мнению, содержание игр должно вводить ребенка в широкую сферу моральных отношений: заботы, взаимопомощи, ответственности и т. д.; в игре он должен осваивать и моральные правила. В игре также дети осваивают мотивы и цели деятельности взрослых, их отношение к своему труду, к событиям и явлениям общественной жизни, к людям, вещам: в игре формируется положительное отношение к поступкам, нормам и правилам поведения в обществе. Поэтому в своей работе я стараюсь, чтобы сюжетно-ролевая игра выступала и как средство формирование культуры общения. Опираясь на свой опыт могу сказать, что сюжетно-ролевые игры «Парикмахерская», «Стройка», «Больница», «Путешествие», «Магазин» и т. д. при правильной их организации помогают воспитывать уважение к взрослым, интерес к этим профессиям.

В процессе игр я стараюсь обращать внимание детей на взаимоотношения людей: продавец вежлив с покупателями, покупатели спокойно стоят в очереди, вежливо обращаются к продавцу, друг к другу; врач должен быть внимателен, добр к больным, заботиться о здоровье людей. Во многих ролевых играх детей нашей группы необходимым атрибутом является кукла. Несмотря на то, что у нас в группе практически все мальчики.

Игра в куклы часто становится богатой, длительной: надо приготовить пищу кукле, накормить, погулять, или чему-нибудь научить. Так как игры с куклой способствуют тому, что дети становятся сговорчивей, уступчивей, в их речи появляются тёплые слова, интонации, доброжелательность в отношениях, в нашей группе мы уделяем значимое внимание развитию сюжетов игр, привлечении в игру и мальчиков, которые легко принимают на себя роль заботливого отца. Например, в играх с куклой типа «День рождения куклы», «Приход гостей» эффективно воспитание гостеприимства, чуткости, доброжелательности. Для воспитания заботливого отношения к маленьким и слабым я предлагаю такие сюжеты  игры как: «У нас маленький ребёнок», «Дома нет мамы», «Кукла болеет». Таким образом, у наших воспитанников  рождается участливое отношение к больному, готовность ему помочь, взять на себя ответственность.

Для воспитания патриотических чувств у воспитанников нашей группы мы используем игры в военных, полицейских, пожарных. Эти игры помогают воспитывать у наших детей  взаимопомощь, взаимовыручку, дисциплинированность, умение подчинять свои интересы общим интересам, уважение к родной армии. А в игре, связанной с трудом, ребёнок похож на неутомимого исследователя: он всё время сравнивает, сопоставляет, выбирает то, что соответствует желанием коллектива играющих. Своеобразной формой труда является конструирование из строительного материала в процессе игры. В своих играх дети редко обходятся без построек. Иногда необходимость строительства подсказывает уже сама тема. Таким образом, стройка – органическая часть творческой игры, одно из средств осуществления игрового замысла.

В соответствии с ФГОС педагогу необходимо управлять формированием реальных отношений, организуя детей с учетом их интересов и возрастных возможностей. Так, ребенка, который играет индивидуально, я стараюсь  привлечь к совместной игре со сверстниками, предложив ему игровые ситуации, учитывающие гендерный подход к организации игрового взаимодействия детей. Улыбка воспитателя, кивание или покачивание головой, контакт взглядом, мимикой, совместные с ребёнком действия при выполнении задания, выслушивание, смех над шутками ребёнка – всё это оказывает влияние на формирование нравственных качеств личности ребёнка. Также важными условиями нравственного воспитания личности ребенка является: целенаправленное педагогическое руководство сюжетно - ролевыми играми; обогащение сюжетно-ролевых игр нравственным содержанием. Руководство сюжетно-ролевой игрой я осуществляю в двух основных направлениях косвенном - без непосредственного вмешательства в игру (внесение игрушек, создание игровой обстановки до начала игры) и прямом непосредственное мое включение в игру, это ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, советы, которые я даю по ходу игры, предложение новой темы игры,  направленные на подсказку детям возможной реализации игрового замысла.

Оказывая влияние и на выбор темы и на развитие ее сюжета, я помогаю детям распределять роли, наполняя их нравственным содержанием, стараюсь объединить детей для совместной деятельности, обращаю внимание на речевые нормы, актуализирую использование в диалоге «вежливых слов». Чтобы у детей происходило полноценное формирование нравственных норм, необходимо совместить усилия общественного и семейного воспитания. Таким образом, при организации сюжетно-ролевых игр нужно всегда помнить, что успех развития нравственных ценностей в систематичности, в использовании любой педагогической ситуации, во взаимодействии педагога с семьей воспитанника. Вовлекая детей в игры нельзя навязывать тему, сюжет игры, давать готовые рецепты поведения; необходимо такое руководство ими, при котором содержание игр увлекало бы детей и детские взаимоотношения приобрели бы нравственно направленный характер.

По моему мнению, важным условием успеха нравственного воспитания ребенка через сюжетно- ролевую игру является создание предметной среды, способствующей развитию личности ребенка. В группе были организованы уголки для проведения сюжетно-ролевых игр, атрибуты для игр (парикмахерская, магазин, больничка, рули, кубики, лего, инструменты, маски и т.п.). На стадии завершения театральный уголок (ателье). Изготовление и подбор атрибутов для сюжетно-ролевых игр,   проходило совместно с детьми и родителями: изготовление элементов костюмов, покупка игрушек для разных видов игр. 

Необходимо помнить, что игра для ребёнка - желанное, интересное, увлекательное занятие. Моя задача, как воспитателя, сделать эту игру полезной, обучающей способам взаимодействия и сотрудничества, дающей  возможность формировать определённые навыки общения детей друг с другом. 

«Хорошая» игра развивает у ребёнка способности взаимодействовать с другими людьми: 

- во первых, воссоздавая в игре взаимодействия взрослых, ребёнок осваивает правила этого взаимодействия. 

- во-вторых, в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими детьми. 

Важнейшим направлением в развитии игровых взаимоотношений и овладение социальных норм и правил считаю, прежде всего, воспитание у детей глубоких познавательных интересов, путём всемирного расширения круга детских впечатлений и знаний об окружающей жизни и создания у ребёнка таких ярких образов, которые он стремился воплотить в игровом действии. Лишь раскрывая в процессе детской деятельности сущность социальных взаимоотношении людей и создавая положительное эмоциональное отношение к знаниям о современности, решали задачу формирования у младших дошкольников более устойчивых и осознанных чувств, более чётких представлений о доброте, долге, ответственности, взаимопомощи, взаимоподдержке, взаимопонимании. 

Руководство сюжетно-ролевой игрой, как правило, начинается с отбора литературных произведений. Выбор произведений был обусловлен  задачами нравственного воспитания и осуществлялся мною по следующим принципам: 

- сюжет должен иметь четко выраженное воспитательное воздействие; 

- эмоциональная выразительность персонажей с присущими им нравственными качествами, наличие противоположных персонажей; 

- увлекательный сюжет: повторы в тексте, динамичные действия; 

- богатый и яркий иллюстративный материал. 

Формируя нравственное представление ребёнка о самом себе, о сверстниках. Нельзя забывать, что на определённом этапе развития дети нередко оценивают товарищей, основываясь на своей симпатии. 

Формируя нравственность у детей, мы проигрываем такие игры как:         

Игра «Выбери меня» позволяет детям задуматься о нравственном поведении своих товарищей. Дети садятся в круг и выбирают ведущего. Воспитатель предлагает ему выбрать того, кто помогает другим (кто делится игрушками, кто научился говорить вежливые слова т.д.). Выбранный ребёнок получает фишку. Тот, кто наберёт больше фишек, считается выигравшим. 

Игра «Волшебный стульчик». Дети называют ласковые слова ребёнку, который сидит на стульчике.   

Игра «Угадай, что со мной». С помощью жестов и мимики выбранный ребёнок выражает то или иное внутреннее состояние (радость, грусть или обиду), а дети стараются отгадать его. Угадав они пытаются помочь обиженному, развеять грусть другого, разделить радость. 

Так как нравственные качества формируется, и проявляются, прежде всего, в отношении с другими людьми, немалую долю усилий в организации  воспитательной работы с детьми необходимо посвятить именно этой задаче. 

В работе по формированию навыков построения и поддержания дружеских взаимоотношении, умение детей согласовывать свои интересы с интересами других детей, умение помочь товарищу в осуществлении замысла, умение прислушиваться к мнению партнёра, умение импонировать и т.д. При руководстве сюжетно-ролевыми играми детей используется разнообразные педагогические методы и приёмы (познавательные и этические беседы, создание проблемных ситуаций, установление игровых традиций, чтение художественной литературы и т.д.), которые наиболее эффективны в данной работе. 

Положительный опыт внимательного и заботливого отношения к родным, товарищам обогащается в коллективной игровой деятельности. В игре как ведущем виде деятельности совершенствуются представления, полученные ребёнком в реальной жизни, из литературы.