Влияние сказки на развитие детей дошкольного возраста

Дата публикации: 2021-04-07 18:31:41
Статью разместил(а):
Дмитриева Елена Вячеславовна

Влияние сказки на развитие детей дошкольного возраста

Автор: Дмитриева Елена Вячеславовна

ГБДОУ "Детский сад № 87", Санкт-Петербург.

 

 

Аннотация: В этой статье автор поднимает вопрос о последствиях вовлеченности детей дошкольного возраста в повсеместную компьютеризацию, и в качестве одного из выходов из этой проблемы предлагает переключить внимание на чтение сказок. Исследуется история возникновения, сущность и благотворное влияние сказки на развитие ребенка.

Ключевые слова: сказка, метафора, развивающее образование, эмпатия.

Тематическая рубрика: дошкольное образование.        

 

Современный стремительный темп общественной жизни, компьютеризация профессиональной и социальной сфер деятельности человека, погоня за увеличением дохода и желание обладать все большей властью буквально растворяет в себе сущность человека; его внутренний мир более не развивается и повергается в забвение. Дефицит времени ведет к обнищанию не только духовной жизни взрослого, но и, как следствие, к скудости в развитии ребенка, как на психологическом, так и на физическом уровне.

Детям катастрофически не хватает внимания со стороны родителей, совместных игр и просто общения. У таких детей высвобождается масса свободного времени, которое они заполняют просмотром телевизионных программ, просмотром роликов сомнительного характера в сети интернет, компьютерными играми. Таким образом у детей формируется своя собственная субкультура, которая изобилует знаниями компьютерных игр и владением определенного соответствующего сленга, зачастую не известного взрослым. На этом, к сожалению, заканчиваются познания и интересы современных детей. Это приводит к нивелированию исконно русской культуры и ее ценностей. Более того, избыточное время, проведенное за экранами гаджетов, по мнению ученых, влечет риски для психического и физического здоровья ребенка.

В 2019г. были проведены исследования и в научных журналах опубликованы результаты исследования последствий воздействия гаджетов на здоровье детей; выявлено, что ухудшаются показатели в развитии детей 3-5 лет, повышаются факторы риска заболевания диабетом, появляются жировые отложения, уменьшается плотность костей и т.д. Современная безликая и примитивная поп-культура ведет к апатичности, утрате любознательности и подавлению творческого мышления.

Но следует помнить, что от современного человека, активно участвующего в общественной жизни, требуется не только высокий профессиональный уровень подготовки, но и общекультурный. Утрата культуры народом влечет распад государства.

Для того, чтобы уменьшить негативное влияние увлечением гаджетами, компьютерными играми необходимо больше читать. Проведено множество научных исследований о пользе чтения не только индивидуального, но и совместного с ребенком. Сознание детей дошкольного возраста необходимо наполнять образным, волшебным, искренним и в этом на помощь приходит сказка, потому, как только через сказку ребенок осознает свою этнопринадлежность, познает возможности, красоту, напевность великого русского языка, приобщается не только к русской культуре, но и мировой.

Итак, сказка.

Известный ученый, исследователь сказки Владимир Яковлевич Пропп пишет, что «волшебная сказка – это разговор о народной психологии; в сказке не важен герой, а важен ход события. Сказка – это воздействие, оно в образах. Сказка захватывает, так как то, что она делает отзывается в душе, это прикладная народная психология». Этот собирательный образ сказки дает наиболее четкое и ясное понимание исследуемого термина.

На сегодняшний день сказка – это огромный культурологический пласт. Темы сказок обширны, сами сказки неисчерпаемы. Целая плеяда ученых, историков, фольклористов, психологов по всему миру занимаются изучением, сбором, анализом сказок. Каждый народ имеет свои национальные сказки, но есть сюжеты и интернациональные, известные на всем земном шаре и можно сказать, что такие сказки объединяют людей, являются символом сплочения и понимания друг друга. Народы как бы сообща создают и развивают свое поэтическое богатство.

По мнению ученых сказка имеет трех тысячелетнюю историю и начало берет от древних мифов. Еще Платон упоминал, что в древние времена матери рассказывали своим детям мифы. Мифы, распространяясь по свету и обрастая все новыми подробностями, постепенно превращались в сказки. Так, слово «сказка» как термин впервые встречается в XVII веке. До XVIII века сказками развлекали не только детей, но и взрослых, что было обусловлено духовной потребностью. К середине XIX в. интерес к фольклору стал угасать, полноценное искусство рассказывания сказок стало встречаться крайне редко.

В царской России плачевное положение сказок спас знаменитый издатель русских народных сказок Александр Николаевич Афанасьев. Благодаря Афанасьеву сказки сохранили и богатство вымысла, и глубину смысла, и народное нравственное чувство. Изданные им сказки в 1855-1863 годах сделались неотъемлемой частью нашей национальной культуры. С этого момента интерес к сказкам обретает новое дыхание. В России современники Афанасьева, такие как Лев Николаевич Толстой, а десятилетия спустя – Д. Н. Мамин-Сибиряк, М. Горький, С. Я. Маршак и другие известные мастера слова черпали образы из сборников А. Н. Афанасьева. Первым примером результата объединения мотивов сказок разных народов на территории Европы могут служить тома сказок братьев Гримм.

В.Я. Пропп в своей работе «Русская сказка» говорит о том, что «создание сравнительной фольклористики дело мирового масштаба, дело будущего, но для этого необходимо владеть прежде всего национальным материалом. То есть изучение русских сказок – это наш долг!». Чтение или рассказывание сказок подрастающему поколению – это долг родителей.

И.В. Вачков выделяет два вида сказок в зависимости от цели воздействия:

- фольклорные;

- дидактические.

В обоих видах можно выделить художественные, дидактические, психотерапевтические, психокоррекционные сказки.

Дидактические создаются с целью более доступного усвоения учебного материала. Психокоррекционные показывают путь более продуктивного и эффективного поведения. Психотерапевтические направлены на оказание терапевтической поддержки психики ребенка, целью ставят оздоровительный эффект.

В силу дошкольного возраста ребенку наиболее интересны и полезны фольклорные или авторские сказки.

Авторские сказки написаны на основе образов, почерпнутых из народных сказок и рассказывают о частных сторонах жизни героев. Такие сказки хороши для миропонимания. Великие А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, М.Ю. Лермонтов, А.А. Блок черпали свои идеи именно из русского фольклора. Плеяда русских и советских, не менее известные сказочников, которые дарят волшебный мир детям: В. Жуковский, П. Ершов, А. Островский, П. Бажов, Н. Носов, К. Чуковский, В. Бианки, Ю. Олеша и другие.

Фольклорные сказки, наиболее древние и созданные народностями, отражают единство и взаимосвязь человека и природы. В своих научных трудах Карл Густав Юнг изучает архетипы, содержащиеся в сказках. А архетипы, по мнению доктора философии и психолога Клариссы Пинколы Эстес «образуют свод наставлений для души, которые, преодолевая пространство и время, несут мудрость каждому новому поколению».

Обычно выделяют 3 вида фольклорных сказок:

- сказки о животных;

- бытовые сказки (прослеживаются характерные черты обыденной жизни);

- волшебные сказки (изобилуют необычными сюжетами с превращением героев).

Следует отметить, что в давние времена в большинстве своем народные сказки были предназначены для взрослой публики; детская аудитория нуждалась в переработке сказок и адаптации для своего возраста. Наиболее удачные для восприятия детей стали сказки в обработке А. Толстого, О. Капицы, К. Ушинского.

Рассуждая о роли сказки в развитии дошкольника следует отметить, что в педагогических и воспитательных целях сказка отвечает целям развивающего образования. Теория развивающего образования принадлежит научной школе Л.С. Выготского, который являлся одним из выдающихся психологов. К работам этой направленности можно отнести и исследования Д.Б. Эльконина, А.Р. Лурии, А.Н. Леонтьева и других.

Предметом развивающего образования выступает психическое развитие в целом. Оно включает в себя кроме мышления и перцептивную, и эмоциональную, и духовно-нравственную и даже телесную сферы.

При восприятии ребенком сказки активно задействуется воображение. Ребенок может отождествить себя, как правило подсознательно, потому что сказка содержит в себе метафору, с каким-либо героем. По ходу развертывания событий у ребенка формируется представление об особенностях поведения героя и последствиях его действий.

Именно посредством идентификации ребенок усваивает и смысл сказки, и уроки, содержащиеся в ней, и жизненные ценности положительных героев.

Ассоциируя себя с выбранным героем, ребенок вместе с ним проживает события сказки, тем самым присваивая себе определенный опыт и знания, может оперировать усвоенным инструментарием для эффективного взаимодействия с окружающим миром. Включенность ребенка в сказочный сюжет требует от него и эмоционального ответа на происходящие события, что и формирует нравственность и развивает эмпатию.

Следовательно, чем больше сказок ребенок узнает, тем богаче его опыт и глубже духовный мир.

Сказка содержит в себе живые, неувядаемые ценности; она универсальна, т.е. понятна и взрослым, и детям и каждый открывает в ней что-то свое, то, что отзывается в его душевном мире. Сказка жизненна и весела, но вместе с тем в ней заключена глубокая народная мудрость, которую мы воспринимаем на интуитивном уровне, она одухотворяет человека. Следует отметить область, дополняющую и обогащающую восприятие сказки - музыкальный фольклор: «Руслан и Людмила» М.И. Глинки, «Сказка о царе Салтане», Н.П. Римского-Корсакова, музыка П.И. Чайковского к балетам «Спящая красавица», «Щелкунчик» и т.д.

На иллюстрациях к сказкам великих русских художников В. Васнецова, В. Врубеля, Е. Поленовой, И. Билибина зарождается и развивается воображение наших детей, в них просыпается художественное чутье. Следует уяснить, что чем больше ярких поэтических и художественных образов от исконно русских классиков будут воспринимать дети, тем активнее станет их генетическая память, а значит внутренний мир будет глубже, возрастет желание познать что-то новое, ум будет любознательнее и пытливее.

Развивающее образование в конечном итоге должно помочь детям научиться развивать самих себя, стать творцами себя. Но для полноценного развития необходима и развивающая среда, которую организует взрослый (книги, театральные постановки, в том числе опера, балет; посещение музеев, выставок, прослушивание лекций ведущих культурологов и т.д.). То есть логика проста, чем плотнее взаимодействуют взрослый и ребенок, тем продуктивнее будет развивающее образование, а эффективность взаимодействия обеспечивается посредством сказочной метафоры, волшебные свойства которой позволяют в буквальном смысле строить мосты взаимопонимания. Метафора позволяет увидеть нечто новое в обыденных вещах; она является носителем смысловых содержаний, которые осознанно и бессознательно в нее вкладывает рассказчик, рассчитывая на благотворное влияние на ребенка-слушателя.

Итак, благотворное влияние сказки на развитие ребенка проявляется в следующем:

- сказка - наиболее адаптивная для восприятия дошкольника форма сказания, рассказа;

- активизируются речевые функции за счет увеличения словарного запаса;

- совершенствуются мыслительные процессы посредством проводимых мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение);

- активизируется познавательная и перцептивная деятельность ребенка;

- происходит духовно-нравственное обогащение;

- прелесть сказки заключается и в эмоциональных переживаниях, это прямой путь к развитию у ребенка эмпатию;

- развивается образное мышление, улучшается память, снижается уровень стресса.

Кроме того, совместное чтение — это приятное времяпровождение с ребенком, ведь открывается возможность вместе объять необъятное, переместиться в другое время и посетить другие миры, прикоснуться к тайнам бытия и чудесам волшебства, посмеяться и погоревать, а главное – прожить с ребенком это время, подарить ему тепло и радость близости к родителю.

Читайте детям сказки, активизируйте их генетический код, потому как сказка – это вклад в творческое будущее ребенка.

 

Список литературы:

1. Вачков И.В. Развитие самосознания через психологическую сказку. М., 2007.

2. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М.,1956.

3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986.

4. Пропп В.Я. Русская сказка: собрание трудов. М.: Издательство «Лабиринт», 2000.

5. Эстес К.П. Бегущая с волками. М.: ООО Книжное издательство «София», 2015.

6. Юнг К.Г. Человек и его символы. М.: Медков С.Б., «Серебряные нити», 2017.