Повышение профессиональной компетенции педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО
Повышение профессиональной компетенции педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО и профессионального стандарта педагога
Автор: Кошарная Ольга Викторовна
МБДОУ «Детский сад № 4»
Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей, с учётом традиций своего народа. Особый интерес в этом плане представляет дошкольное детство, как первая ступень системы непрерывного образования.
Одним их важнейших направлений деятельности, в условиях модернизации в системе образования, является развитие кадрового потенциала и социальный заказ на подготовку специалистов нового поколения остаётся актуальным.
Педагогическая компетентность – оценочная категория, характеризующая педагога как субъекта воспитательной деятельности в системе образования, предполагающая наличие профессиональных психологических и педагогических знаний; профессиональных педагогических умений; профессиональных психологических позиций и установок педагога, требуемых от него профессией.
Понятие компетентности педагога понимается как ценностно-смысловое отношение к целям и результатам педагогической деятельности, выражающееся в осознанном выполнении профессиональных функций. Такая позиция воспитателя - не врожденное качество, она формируется под влиянием всей образовательной окружающей среды, в том числе и в процессе дополнительного профессионального образования, направленного на изменение внутреннего мира, определяющего осознанность действий воспитателя детского сада, так и в процессе профессиональной деятельности.
На данный момент в условиях введения профессионального стандарта существует проблема формирования педагога, обладающего компетентностью, креативностью, готовностью к использованию и созданию инноваций, умению вести опытно-экспериментальную работу, и систематическая работа, организованная с педагогами по повышению профессиональной компетентности поможет вывести их на более высокий уровень.
Особенностью методической деятельности на современном этапе, по моему убеждению, является удовлетворение актуальных профессиональных потребностей педагога и обеспечение условий для включения педагога в творческий поиск. Методическая деятельность, реализуемая на всех уровнях в соответствии с современными требованиями, позволит успешно перейти каждому педагогу к реализации ФГОС.
Предполагается, что образовательная деятельность должна быть ориентирована на развитие следующих педагогических умений, а именно:
- Исследовательских: умение оценить мероприятие воспитательного характера с позиции требований ФГОС (родительское собрание, массовое мероприятие, семинар и др.); изучать индивидуальные психологические особенности личности ребенка; провести анализ результативности воспитательно - образовательного процесса, методической работы и др. по итогам года или по отдельному направлению; умение провести самоанализ работы с позиции требований ФГОС.
- Проектировочных: умение разработать сценарий проведения воспитательного мероприятия и др. в соответствии с имеющимися проблемами, возрастными особенностями, современными требованиями в области воспитания в условиях реализации ФГОС; разработать план, программу деятельности на конкретный период времени в соответствии с целями и задачами воспитания и развития детей.
- Организаторских: умение применять в педагогической практике современные образовательные технологии; современные подходы к воспитательно- образовательной деятельности; умение включить детей в различные виды деятельности, соответствующие их психологическим особенностям и потребностям.
- Коммуникативных: умение строить и управлять коммуникативным взаимодействием.
- Конструктивных: умение отбирать оптимальные формы, методы и приемы воспитательной работы; соблюдать принципы (деятельностного подхода) реализации образовательного процесса.
Таким образом, возникла необходимость реализации проекта по повышению профессионального уровня педагогических кадров, в контексте реализации ФГОС ДО, обеспечение постоянного роста и компетентности педагогического коллектива.
Цель проекта: создание системы организационно-управленческого и методического обеспечения ДОУ.
Задачи:
1. Организация эффективной кадровой политики в ДОУ, способствующей повышению профессиональной компетентности педагогов.
2. Создание нормативно-правовых условий, которые позволят педагогам однозначно трактовать приоритеты в организации инновационной деятельности и повышении квалификации.
3. Совершенствование воспитательно-образовательного процесса по направлениям, рефлексия качества работы по повышению профессионального мастерства педагогов, профессиональное продвижение всего коллектива через организацию работы методических объединений, семинаров, практикумов.
4. Разработка, внедрение в практику работы ДОУ новых педагогических идей, технологий, программ, обеспечивающих развитие дошкольного образовательного учреждения.
5. Совершенствование умения использовать игровые методики, ИКТ, цифровые образовательные ресурсы в образовательном процессе; находить информацию и применять ее в педагогической деятельности; планировать и осуществлять самоконтроль, вступать в профессионально-педагогическую беседу, дискуссию.
Ожидаемые результаты:
· Повысится уровень мотивационной готовности педагогов к реализации ФГОС ДО.
· Создана система непрерывного образования и самообразования педагогов.
· Обновится система самоуправления и внутреннего контроля за счет создания коллегиальных органов, созданных из числа педагогов-новаторов, совершенствующих деятельность детского сада в единстве управленческого и научно-исследовательского аспектов.
· Разработаем и внедрим новые технологии, проекты, программы, методическое обеспечение по основным направлениям.
Ход реализации проекта:
1 этап – организационно-аналитический. В ходе 1 этапа предполагается провести анализ дорожной карты, профстандарта педагога, скорректировать план методического сопровождения педагогов на основе анкетирования, наблюдения, самоанализа.
Второй этап - реализация проекта. Методическое просвещение и психологическое сопровождение педагогов через организацию вебинаров, методических семинаров, тьюторское обучение, наставничество.
Третий этап - выявление эффективности проекта. Анкетирование, самообследование, наблюдение, рефлексия собственной деятельности педагогов по самообразованию.
Оценка эффективности реализации проекта.
Проект можно считать успешно реализованным, если мы сможем:
1. Повысить работоспособность педагогов, снять их тревогу, связанную с переменами в дошкольном образовании, обеспечить психологическую готовность педагогов к повышению своего профессионального уровня, сформировать уверенность в своих силах.
2. Повысить профессиональную компетентность педагогов (педагоги смогут сделать воспитанников субъектами образовательного процесса, использовать различные современные технологии в обучении дошкольников с целью поддержания детской самостоятельности и инициативности, установят партнерские взаимоотношения с семьями воспитанников и пр.), создать благоприятные условия для самообразования.
В дошкольном учреждении развитию творческой атмосферы может способствовать активная деятельность методической и психологической службы. Именно они помогают педагогам в стремлении овладеть новыми знаниями, в использовании нестандартных приемов в педагогической деятельности. Поэтому необходимо хорошо знать каждого педагога, подбирать те формы и методы работы, которые будут способствовать созданию коллектива единомышленников.
Литература:
1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. – Казань, 2000 – 527с.
2. Аношкина В.Л., Резванов С.В. Образование. Инновация. Будущее. (Методологические и социокультурные проблемы). - Ростов-на-Дону: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2001. – 176с.
3. Веселова Т.Б. «Совершенствование методической работы с педагогическими кадрами ДОУ», СПб, Детство-пресс, 2012.
4. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. – М., 1982. – 151с.
5. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. Методическое пособие. М.: Творческий центр «Сфера», 2004.