Публикации образовательных и педагогических статей, презентаций, докладов на конференциях

  • v-slovo.ru@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС77-79314 от 16.10.2020г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2712-8261 Смотреть

 
kn publ 2
 
 
kn publ 4
 
 
kn publ 3
 

Особенности обучения игре на скрипке без моста

Дата публикации: 2022-12-11 21:35:19
Статью разместил(а):
Иванова Светлана Вячеславовна

Особенности обучения игре на скрипке без моста

Автор: Иванова Светлана Вячеславовна

СПБ ГБУ ДО “Санкт-Петербургская детская школа искусств имени С.С. Прокофьева”

 

Аннотация: В данной статье автор затрагивает вопросы об особенностях обучения игре на скрипке без моста, которые раскрывают технические и художественные возможности скрипачей.

Ключевые слова: игра на скрипке, мост (мостик), обучение игре на скрипке.

Тематическая рубрика: Общая педагогика.

 

По сей день игра на скрипке с мостом и без него вызывает у музыкантов-специалистов многочисленные споры. Мнения разделились: кто-то говорит своё твердое нет, а кто-то – поддерживает.

На данный момент существуют подбородник и мостик – приспособления для удобства игры на скрипке и альте. Подбородник – это устройство для скрипки и альта, помогающее при игре поддерживать инструмент подбородком, вернее левой стороной нижней челюсти. Изобретен Л. Шпором в 1820-х г.г. Мостик - это устройство, которое заполняет пространство между плечом, ключицей и нижней декой инструмента. Также активно используются подушки, особенно на начальных уроках игры на скрипке.

Очевидно, что мостик – это более позднее изобретение. Скорее всего, середины 20-го века. Доподлинно известно, что И. Менухин (американский скрипач, музыкально-общественный деятель) изобрел свой мостик, на котором он проиграл несколько месяцев, после чего от этой идеи отказался.

В целом практически никто из педагогов-мэтров скрипичной школы подробно не раскрывал проблему безмостовой постановки игры на инструменте.

В данной статье я хотела бы кратко изложить свой педагогический опыт постановки игры на скрипке без моста.

1. Постановка игрового аппарата. У многих коллег-преподавателей существует мнение, что осуществлять постановку без мостика невозможно, поскольку у всех разная длина шеи, покатость плеч и длина рук. Да, это так, но в качестве аргумента я хочу призвать посмотреть игру знаменитых скрипачей: Я. Хейфеца, И. Стерна, Л. Когана,  Д. Ойстраха, И. Менухина, И. Перлмана.

Н. Паганини, П. Сарасате, Г. Венявский также играли без моста, что можно увидеть на изображениях и фотографиях музыкантов.

Они все разной конституции, кто-то из них пользовался подушкой, но все они не пользовались мостом, что не помешало им быть профессионалами своего дела и качественно владеть инструментом. Безусловно, при постановке без моста надо тщательным образом заботиться об укреплении плечевого пояса учащихся, элементарно заниматься физической культурой, а преподавателю необходимо знать анатомию плечевого пояса человека и понятие баланса, биомеханики тела человека.

2. Тесный контакт шеи с инструментом может вызывать у скрипачей неприятные ощущения (дискомфорт от нижней деки, обечайки и от подбородников, у которых металлические ножки, тоже приносят дискомфорт). Тут многое зависит от опыта преподавателя и умения находить общий язык с учеником, умения переключить внимание ученика на другие задачи. Можно пойти на компромисс – временно подложить мягкую ткань под инструмент.

3. Глубокий “хват” шейки скрипки. В отличие от игры на мостике, левая рука не виснет на грифе, а поддерживает инструмент, что позволяет освободить левое плечо, которое становится подвижным и дает возможность регулировать угол положения струн инструмента относительно пола и сам инструмент относительно исполнителя.

4. Вибрация. Она тоже осуществляется по другим принципам постановки. Рука не виснет на грифе, а раскручивается по спирали сверху. Ключевое слово – сверху.

5. Переходы левой руки. Да, это непростое занятие переходить так, чтобы инструмент не падал вниз. Важную роль в переходах играет большой палец левой руки, этот палец - ориентир. Надо обратить внимание на его подвижность и опережающее движение вниз при переходах вниз. Значительную роль играет положение локтя левой руки, который при переходах не должен падать вниз и быть противовесом давлению смычка на струны. Необходимо научиться навыку сглаживать “углы” при переходах в высокие позиции, например, из 3-ей в 4-ю.

6. Устойчивость пальцев и интонация. Игра без моста – показатель качества, насколько точны движения пальцев левой руки, насколько грамотно и устойчиво ставит скрипач палец, опуская струну до грифа и находится в тоне, удерживая его. Сейчас у многих учеников наблюдается поверхностная, неточная работа пальцев левой руки, которая создает впечатление “фееричной” техники, но интонация и точность каждой ноты в их игре отсутствуют.

7. Акустика. Наконец, любой человек, понимающий в акустике, знает, что любая дополнительная деталь на инструменте влияет акустически на звук. Игра без моста дает исполнителю непосредственный контакт с инструментом. Скрипач чувствует, как вибрирует и резонирует его инструмент.

В заключение хочу обратиться к читателям: “Давайте избегать предубеждений, искать, думать, прежде чем отрицать, развиваться и двигаться вперед”. Это мой личный педагогический опыт, с которым, безусловно, можно не согласиться или наоборот принять к сведению. Данный путь обучения очень непростой, но интересный и, на мой взгляд, перспективный.

В настоящее время я вижу поколение талантливых концертирующих скрипачей, которые не играют на мостике или же сняли его. Они радуют нас своим исполнительским искусством: И. Козлов, С. Догадин, В. Репин, А. Тростянский.

 

Список литературы:

1. Музыкальный энциклопедический словарь – М.: Издательство “Советская энциклопедия”, 1990г.

2. Тростянский А.Б. Жизнь без моста.

 

. . . . . . .

technologi.site