Публикации образовательных и педагогических статей, презентаций, докладов на конференциях

  • v-slovo.ru@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС77-79314 от 16.10.2020г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2712-8261 Смотреть

 
kn publ 2
 
 
kn publ 4
 
 
kn publ 3
 

Методическая разработка по ознакомлению дошкольников со звуками и буквами

Дата публикации: 2024-04-16 21:26:35
Статью разместил(а):
Прокофьева Елена Александровна

Методическая разработка по ознакомлению дошкольников со звуками и буквами

Автор: Прокофьева Елена Александровна

ГБДОУ Детский сад № 38 Кировского района Санкт-Петербурга

 

Аннотация: В этой методической разработке рассматривается проблема ознакомления детей с буквами и звуками в дошкольном периоде. Особенно это актуально с общим недоразвитием речи. Эта методическая разработка позволит сформировать работу педагога в старшем дошкольном возрасте, создать оптимальные условия для коррекционно-развивающей работы и совместить обучение с игрой. К разработке прилагается тематический план и возможность оценить результаты на конец года.

Ключевые слова: дошкольники, звуки и буквы, общее недоразвитие речи.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Дошкольное детство – время становления первооснов личности, индивидуальности, период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Благодаря особому процессу познания, который осуществляется эмоционально-практическим путём, каждый дошкольник становится маленьким исследователем, первооткрывателем окружающего мира.

Развитие речи детей – одна из ведущих задач, которую решают дошкольное учреждение и родители. Развитие речи осуществляется при разных видах деятельности, в том числе на специальных занятиях по обучению грамоте. Педагогический процесс предполагает не только обучение чтению, но и введение широкого круга познавательных задач в области языковой действительности.

Успешность обучения в школе зависит от целого ряда условий и, в частности, от уровня развития как общих способностей, от которых зависит успех и индивидуальное своеобразие деятельности, так и частных способностей, в том числе и коммуникативных.

Обучение грамоте детей дошкольного возраста является обязательным элементом комплексного подхода к обучению детей родному языку и развитию речи, когда на одном занятии решаются разные взаимосвязанные речевые задачи – фонетические, лексические, грамматические – и на их основе – развитие связной речи.

Проблема раннего обучения грамоте дошкольников на сегодняшний день остается актуальной. В последнее время выросло число детей, испытывающих трудности с усвоением чтения и письма. В старшей и подготовительной к школе группах детского сада все чаще встречаются дети, речевое развитие которых отличается следующими особенностями:

- нарушение звукопроизношения;

- не сформированность фонематического восприятия;

- нарушение слоговой структуры;

- бедный словарный запас;

- недоразвитие грамматических категорий.

Т.е. нарушены все компоненты речевой системы. Такой характер нарушений соответствует третьему уровню общего недоразвития речи по психолого-педагогической классификации Р.Е. Левиной. Такие дети, приходя в школу, сталкиваются с серьезными проблемами.

Трудности формирования процессов письма и чтения являются причиной негативного отношения к обучению. Возникает боязнь получить плохие оценки, появляется страх неудачи и нежелание ходить в школу. Поэтому обучение грамоте детей с ОНР нужно начинать именно в дошкольном возрасте и проводить занятия в игровой форме, основываясь на ведущей деятельности дошкольника. На занятиях развиваются фонематические процессы, аналитико-синтетическая деятельность, формируются графо- моторные навыки, уточняется и обогащается словарь, дети овладевают навыками словообразования и словоизменения, появляется уверенность в себе и повышается уровень мотивации к обучению в школе, формируется психологическая готовность к учебной деятельности.

Российский психолог Р.Н. Немов утверждает, что обучать грамоте не только можно, но и необходимо до школы, т. к 4-5 лет – это возраст «языковой активности» и его упускать нельзя. Такого же мнения придерживался и Л.С. Выготский, считая, что обучение должно идти впереди развития и вести его за собой. Социальные запросы общества, семьи, школы, так же говорят о пользе такого обучения

Данная методическая разработка сочетает в себе развивающие и коррекционные компоненты, что позволяет ее использовать при обучении грамоте детей с нормальным речевым развитием и с нарушениями речи (ОНР, ФФНР).

Пояснительная записка.

Методическая разработка по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с грамотой «В мире звуков и букв» предназначена для работы с детьми в возрасте 5-6 лет (старшая группа – первый год обучения) и 6-7 лет (подготовительная группа – второй год обучения), учитывает потребности и возможности детей, посещающих детский сад и разработана с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей и в соответствии с законодательно – нормативными документами:

- Основной методической разработки дошкольного образования Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 38 комбинированного вида Кировского района Санкт – Петербурга.

- Закон РФ от 29.12.2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049–13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального образовательного стандарта дошкольного образования».

Цель программы: Основной целью методической разработки по обучению грамоте дошкольников является выработка у детей умения ориентироваться в звуко-буквенной системе родного языка и на этой основе – развитие интереса и способностей к чтению. Последовательное усвоение понятий «слово», «звук», «слог», «буква», «предложение» в различных игровых упражнениях формирует у ребёнка осознание речи, её произвольность. Создание условий для развития всех компонентов языковой системы ребенка посредством ознакомления с грамотой и раннего обучения грамоте.  Особое внимание в методической разработке уделено практическому овладению каждым ребёнком языковой действительностью, что будет способствовать лучшему усвоению фонетики и морфологии в школе.

В основе методической разработки лежит создание оптимальных условий для коррекционно- развивающей работы и всестороннего развития детей. Учитываются принципы систематичности и взаимосвязи материала, его конкретности и доступности, научности, природосообразности, постепенности, закономерности развития речи, тем самым позволяя ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания, обеспечивая его развитие.

Общие задачи методической разработки:

- создать наиболее благоприятные условия, способствующие развитию личности;

- снять речевой негативизм, воспитать у детей потребность в речевом общении;

- обучить правильному произношению, умению говорить внятно, выразительно;

- овладение мыслительными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация);

- сформировать словарный запас, грамматический строй речи, навыки связной речи;

- формировать положительную мотивацию учебной деятельности у детей, осуществить всестороннюю подготовку к обучению в школе;

- формирование умения понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно; 

- развивать способности к саморегуляции поведения и проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач; 

- развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.  

Реализация методической разработки направлена на обеспечение единого процесса обучения, соответствующего раскрытию возрастных возможностей ребёнка-дошкольника. В ней предусматривается расширение и усложнение программных задач по сравнению с вариативными программами.

Подготовка детей по данной методической разработки – это не только подготовка к умению читать и писать, расширение знаний и представлений о языке, но и важное средство развития речи, фактор умственного развития ребёнка.

Первый этап методической разработки рассчитан на обучение детей 5-6 летнего возраста. Главная задача этого этапа – ввести детей в мир звуков и слов, способствуя развитию фонематического слуха и правильного произношения звуков родного языка. Первый этап рассчитан на 1 год. 

Второй этап обучения решает задачи развития звуко-буквенного анализа, фонематического восприятия и подготовки руки ребёнка к письму. Этап рассчитан на работу с детьми 6-7 лет. Реализация этой задачи проходит на материале русского алфавита.

Описанное выше построение методической разработки отвечает возрастным и психологическим возможностям детей и готовит их к дальнейшему обучению в школе. В каждой возрастной группе предусматривается работа по развитию графических навыков и моторики с целью подготовки руки ребёнка к письму. 

В старшей группе вводится моделирование, с помощью которого воспроизводится слоговая структура слова, что не только способствует лучшему усвоению содержания методической разработки, но и подготавливает ребёнка к определению звукового строения слова на этапе обучения звуко-буквенному анализу.

Работа с моделями слов развивает логическое мышление, так как дети пользуются не образами, а условными обозначениями слов, звуков, предложений.

Развитию мышления также способствует отгадывание детьми загадок, которые представлены в методической разработке.           Все занятия построены по тематическому принципу: задания одного занятия начинают, продолжают и заканчивают одну тему.

Ознакомление детей с грамотой проходит на специальных занятиях (1 раз в неделю). На начальном этапе формируются предпосылки к усвоению элементов грамоты. Вводятся понятия «звук», «речевой звук», «неречевой звук», «гласный звук». Детей знакомят с гласными фонемами посредством их пения, объясняя, что воздух, выходя из ротовой полости не встречает преград, произносят звуки шёпотом и громко, длительно и коротко. В результате таких упражнений у детей происходит развитие общих речевых навыков. Гласные звуки обозначают красными фишками.

Для предупреждения специфических ошибок обучение грамоте ведется только на правильно произносимых звуках.

Порядок прохождения звуков и букв соответствует последовательности изучения в группе компенсирующей направленности, учитывая принцип онтогенеза (от легкого к трудному). В первую очередь изучаются те звуки и буквы, которые по своей артикуляции представляют наименьшую трудность и произносятся правильно. Параллельно на занятиях по коррекции звукопроизношения исправляются труднопроизносимые звуки и включаются в работу.

Темп прохождения звуков и букв на занятиях по обучению грамоте более растянут, чем в массовой школе. Весь период подготовки продолжается два года. Если дети попадают в компенсирующую группу на один год, то используя эту методическую разработку, необходимо корректировать сроки обучения. В таком случае работу по дифференциации звуков можно включать как часть занятий по развитию речи.

Ознакомление с грамотой на специальных занятиях положительно влияет на развитие звукопроизношения у детей. Дети зрительно видят букву, могут прочитать слоги с ней, им становится доступным чтение слов и предложений. Родители очень довольны результатами, т.к это вызывает у детей интерес к звуку, происходит автоматизация, дифференциация гласных и согласных фонем, твердости- мягкости, звонкости-глухости, установление ударения в слове, развивается фонематическая сторона речи.

В основу занятий положен аналитико-синтетический способ обучения. Дети учатся ориентироваться в звуко-буквенном составе слова, что является той минимальной основой, без которой не может быть усвоена грамота, а также правила грамматики. С детьми проводится систематическая работа по выделению заданного звука из ряда звуков, слогов, слов (игры «Поймай звук», «Выбери нужное слово» и др.).

Почти все дети усваивают наглядный материал лучше вербального. Поэтому целесообразно использовать прием наглядного моделирования. Он позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия - «звук, слог, слово, предложение». Параллельно дается понятие «буква» как графический образ звука. Для закрепления материала используются разнообразные упражнения в тетрадях: прописывают элементы буквы, обводят по точкам, дописывают недостающие элементы буквы, самостоятельно пишут буквы, раскрашивают картинки, в названиях которых есть изучаемая буква. Вся эта работа не только способствует развитию зрительного восприятия, но и мелкой моторики. Помимо этого, дети учатся выкладывать буквы из палочек, веревочек, лепят из пластилина, пишут по манной крупе, на участке собственного тела, рисуют в воздухе и т.д. Все эти виды работ помогают детям запомнить букву и уметь ориентироваться на листе бумаги при ее написании.

На занятиях развивается и связная речь детей. Они учатся отвечать на вопросы логопеда полными предложениями, оформленными грамматически верно, составляют предложение по исходной схеме, анализируют его. Для закрепления материала воспитатели и родители продолжают работу в группе и дома. В конце занятия детям объясняют, какие задания нужно выполнить.

Разнообразные виды работ на занятиях по ознакомлению и подготовке к обучению грамоте очень нравятся детям и способствуют положительному отношению к обучению.

В реализации методической разработки участвуют дети в возрасте от 5 до 7 лет.

Особенности организации образовательного процесса: группы формируются по возрасту и делятся на подгруппы:

– первый год обучения 5-6 лет;

– второй год – 6-7 лет.

Наполняемость группы 4-5 человек.

Сроки реализации: методическая разработка рассчитана на два года обучения, на одну группу отводится:

- первый год обучения (старшая группа) – 1 раз в неделю по 25 минут (за год 11 часов 25 минут);

- второй год (подготовительная к школе группа) – 1 раз в неделю по 30 минут (за год 13 часов 30 минут).

Структура занятий:

1. Повторение пройденного материала.

2. Знакомство со звуком.

3. Объяснение правильной артикуляции.

4. Развитие фонематических функций.

5. Знакомство с буквой.

6. Игры с буквой.

7. Печатание буквы.

8. Чтение слогов и слов с изучаемой буквой.

9. Звуковой анализ слогов и слов.

10. Физкультминутка.

11. Итог занятия.

12. Материал для домашнего закрепления.

Ожидаемые результаты:

1. Различает понятия: «звук и буквы»; «гласные и согласные»;

2. Дифференцирует твердые и мягкие согласные;

3. Дифференцирует звонкие и глухие согласные;

4. Знает все пройденные буквы;

5. Придумывает слова, отбирает картинки с заданным звуком;

6. Владеет слоговым анализом;

7. Владеет звукобуквенным анализом односложных и двусложных слов;

8. Составляет слова из отдельно названных звуков;

9. Определяет место звука в слове (начало-середина-конец);

10. Составляет звуковые схемы к односложным словам;

11. Составляет слова из звуков в нарушенной последовательности;

12. Владеет навыком печатания;

13. Определяет неправильно написанные буквы;

14. Может дописать «сломанные буквы». 

Формы подведения итого реализации методической разработки: В конце каждого учебного года поводится контрольный срез знаний.

 

Литература:

1. Т.А.Ткаченко «Учим говорить правильно. Система  коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. Пособие для воспитателей логопедов и родителей», Изд. ГНОМ и Д., 2001.

2. Р.В Кирьянова «Год до школы. Система игр и упражнений для подготовки детей к школе»,  Методическое пособие, СПб: КАРО, 2002.

3. Н.В. Нищева «Программа  коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи», СПб: Детство Пресс, 2006.

4. Т.Б. Филичева, Г.В Чиркина «Основы логопедической работы с детьми», М: Аркти, Просвещение, 2003.

 

Приложение № 1. Учебно-тематический план на 1 год обучения:

Период работы

Недели

Тема занятия

Количество занятий

октябрь

1

Знакомство со звуками (введение)

1

2

Звук [а] и буква « а »

1

3

Звук [о] и буква « о »

1

4

Звук [у] и буква « у »

1

ноябрь

1

Звук [и] и буква и

1

2

Итоговое занятие по пройденным звукам и буквам

1

3

Звуки [т], [ть] и буква  « т »

1

4

Закрепление пройденной буквы (т) на подгрупповых и индивидуальных занятиях

1

декабрь

1

Звуки [п],[пь] и буква  « п »

1

2

Закрепление пройденной буквы (п) на подгрупповых и индивидуальных занятиях

1

3

Звуки[н], [нь] и буква « н »

1

4

Закрепление пройденной буквы (н) на подгрупповых и индивидуальных занятиях

1

январь

1; 2

выходные

 

3

Звуки [м], [мь] и буква м

1

4

Закрепление пройденной буквы (м) на подгрупповых и индивидуальных занятиях

1

февраль

1

Звуки [к], [кь] и буква « к »

1

2

Закрепление пройденной буквы (к) на подгрупповых и индивидуальных занятиях

1

3

Итоговое занятие по пройденным звукам и буквам.

1

4

Звуки [б], [бь] и буква « б »

1

март

1

Закрепление пройденной буквы (б) на подгрупповых и индивидуальных занятиях

1

2

Дифференциация звуков [б-п],букв б и  « п »

1

3

Звуки [д],[дь] и буква « д »

1

4

Закрепление пройденной буквы (д) на подгрупповых и индивидуальных занятиях

1

апрель

1

Дифференциация звуков [д-т], букв « д » и « т »

1

2

Звуки [г],[гь] и  буква « г »

1

3

Закрепление пройденной буквы (г) на подгрупповых и индивидуальных занятиях

 

4

Дифференциация звуков [г-к], букв г и « к »

1

май

1; 2

выходные

 

3

Итоговые занятия по пройденным звукам и буквам.

1

4

Закрепление  пройденного  материала

1

 

Приложение № 2. Учебно-тематический план на 2 год обучения:

Период работы

Недели

Тема занятия

Количество занятий

октябрь

1

Повторение пройденных гласных и согласных звуков и букв, работа с ними

1

2

Звуки [ф],[фь] и буква  « ф »

1

3

Звуки [в],[вь] и буква  « в »

1

4

Дифференциация звуков [ф-в], букв «в» и  «ф»

1

ноябрь

1

Звуки [х],[хь] и буква « х »

1

2

Звуки [ы]  и буква « ы »

1

3

Звуки [с],[сь] и буква « с »

1

4

Звуки [з],[зь] и буква  « з »

1

декабрь

1

Дифференциация звуков [с-з], букв « с » и « з »

1

2

Звук [ш]  и буква « ш »

1

3

Звук [ж]  и буква  « ж »

1

4

Дифференциация звуков [ш-ж], букв « ш » и  « ж »

1

январь

1; 2

Выходные

 

3

Звук [э] и буква  « э »

1

4

Итоговое занятие по всем пройденным звукам и буквам

1

февраль

1

Звук [й]  и буква   « й »

1

2

Звуки [J], [э]  и буква  « е »

1

3

Звуки [J] ,[о] и буква  « ё »

1

4

Звуки [J], [у] и буква  « ю »

1

март

1

Звуки [J], [а] и буква  « я »

1

2

Звук [ц]  и буква  « ц »

1

3

Звук [ч]  и буква  « ч »

1

4

Звук [щ]  и буква  « щ »

1

апрель

1

Звуки [л], [ль] и буква  « л »

1

2

Закрепление знаний о букве « Л »

1

3

Звуки [р] ,[рь] и буква  « р »

1

4

Закрепление знаний о букве « Р »

1

май

1; 2

Выходные

 

3

Итоговые занятия по всем пройденным звукам и буквам

2

4

 

Приложение № 3. Оценка результативности.

Таблица 1.

ФИО ребёнка

Задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

 

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

 

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.

Май

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

 

 

 

Первый год обучения (5-6 лет)

Высокий уровень:

О – задания выполняет самостоятельно, не допускает ошибок или сам себя исправляет.

Средний уровень:

О – использует подсказку  логопеда, допускает ошибки.

Низкий уровень:

О – не может выполнить  задание, допускает множественные ошибки.

Второй год обучений (6-7 лет)

Высокий уровень:

О – задания выполняет самостоятельно, не допускает ошибок или сам себя исправляет.

Средний уровень:

О – использует подсказку  логопеда, допускает ошибки.

Низкий уровень:

О – не может выполнить  задание, допускает множественные ошибки.

 

. . . . . . .

technologi.site