Публикации образовательных и педагогических статей, презентаций, докладов на конференциях

  • v-slovo.ru@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС77-79314 от 16.10.2020г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2712-8261 Смотреть

 
kn publ 2
 
 
kn publ 4
 
 
kn publ 3
 

Формирование фонематического восприятия в онтогенезе

Дата публикации: 2024-02-25 21:27:37
Статью разместил(а):
Наумкина Татьяна Сергеевна

Формирование фонематического восприятия в онтогенезе

Автор: Наумкина Татьяна Сергеевна

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 32 «Чебурашка», г. Псков

 

Аннотация: В статье автор рассматривает понятие фонематического восприятия, а также становление и развитие данного процесса. В статье освещены стадии развития фонематического восприятия, а также уровни восприятия обращенной речи.       Статья подробно освещает формирование фонематического восприятия, его роль в овладении речи. Автор делается вывод о том, фонематическое восприятие – это длительный, последовательный процесс, без которого ребенок не сможет овладеть родной речью. Данная статья может быть полезна учителям-логопедам, воспитателям и родителям.

Ключевые слова: речь, слух, фонематическое восприятие.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Для развития личности, изучения и познания окружающего мира, взаимодействия с другими людьми и жизнедеятельности важно, чтобы были сохранны и правильно развивались познавательные процессы: внимание, зрительное, слуховое и фонематического восприятие, мышление, зрительная, слухоречевая память. Остановимся на фонематическом восприятии.

Восприятие или перцепция (от латинского perceptio) – это познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира человека. В жизни человека восприятие имеет огромное значение – это основа ориентации в окружающем мире, в обществе, необходимый компонент общественных отношений, восприятия человека человеком.

Восприятие слуховое (audio perception) – способность человека к выявлению смысловых, образных взаимосвязей между единицами звуковой информации; установления в них закономерностей, конфликтов; ощущение атмосферы чувств, значений, ассоциаций; определение своего отношения к звуковой информации.

Развитие слухового восприятия идет в двух направлениях: с одной стороны развивается восприятие обычных звуков; с другой – восприятие речевых звуков, т.е. формируется фонематический слух.

Оба направления имеют для человека жизненно важное значение и начинают развиваться уже в младенческом возрасте.

Термин «фонематическое восприятие» ввел Д.Б. Эльконин. Он определяет фонематическое восприятие как «слышание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов во внутреннем их проговаривании».

Иначе говоря, фонематического восприятие обеспечивает осуществление операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую структуру слова.

С точки зрения Н.Н. Даниловой, «фонематический слух или фонематическое восприятие – способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, то есть слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка».

Фонематическое восприятие, по мнению Д.Б. Эльконина, включает в себя три операции:

1. Выяснение порядка следования фонем в слове.

2. Установление различительной функции фонем.

3. Выделение основных фонематических противопоставлений, свойственных данному языку.

Фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются и становится возможным вычленение отдельных фонем. При этом большую роль играют первичные формы аналитико-синтетической деятельности, благодаря которым ребенок обобщает признаки одних фонем и отличает их от других. При помощи аналитико-синтетической деятельности происходит сравнение ребенком своей несовершенной речи с речью старших и формирование звукопроизношения.

Исследователи определили особую роль фонематического восприятия в овладении речи детьми.

Например, А.Н. Гвоздев говорил о роли фонематического восприятия в овладении звуковой стороной речи. Им было подтверждено, что усвоение звуковой стороны речи обусловлено совместной работой слуховой сферы и моторной. Гвоздев говорил, что слуховая сфера является главной, потому что осуществляет различение фонематических элементов.

О важности слухоречевого восприятия говорил Г.А. Каше. Он писал, что для осуществления коррекционного обучения необходимо не только учитывать индивидуальные особенности детей, но и следует учитывать формирования фонематического восприятия.

Специальное время отводится на развитие фонематического восприятия, то есть дети учатся вслушиваться в речь, различать и воспроизводить отдельные звуковые элементы речи.

Таким образом, можно сказать, что фонематическое восприятие – это способность воспринимать, узнавать и различать звуки (фонемы) родного языка.  Фонематический слух предполагает не только умение слышать, но и дифференцировать звуки и определять звуковой состав слов. Так же данный процесс играет важную роль в образовании в формировании устной речи.  

Фонематическое восприятие в процессе онтогенеза формируется постепенно и проходит определенные стадии своего развития. Так, Р.Е. Левиной выделены следующие стадии:

1. Первая стадия – полное отсутствие дифференциации звуков речи. При этом у ребенка нет понимания речи. Эта стадия определяется как дофонематическая.

2. На второй стадии становится возможным различие акустически далеких фонем, в то время как акустически близкие фонемы не дифференцируются. Ребенок слышит звуки иными, чем взрослый. Искаженное произношение, вероятно, соответствует неправильному восприятию речи. Правильное и неправильное произношение не различаются.

3. На третьей стадии ребенок начинает слышать звуки в соответствии с их смыслоразличительными признаками. Однако с предметом соотносится и искаженное, неправильно произнесенное слово.

4. На четвертой стадии при восприятии речи у ребенка преобладают новые образы. Экспрессивная речь почти соответствует норме, но фонематическая дифференциация еще нестойкая, что проявляется при восприятии незнакомых слов.

5. На пятой стадии происходит завершение процесса фонематического восприятия, когда и восприятие, и экспрессивная речь ребенка правильны. Самым существенным признаком перехода на эту ступень является то, что ребенок различает правильное и неправильное произношение.

Е.Ф. Архипова выделила уровни восприятия ребенком обращенной речи:

I уровень – выражено речевое внимание, прислушивается к голосу, адекватно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса. Этот уровень здоровый ребенок проходит от 3 до 6 месяцев.

II уровень – воспринимает и понимает отдельные инструкции в знакомых словосочетаниях, подчиняется некоторым словесным командам: «Поцелуй маму»; «Где папа», «Дай ручку», «Нельзя» и т.д. Этот уровень здоровый ребенок проходит от 6 до 10 месяцев.

III уровень – воспринимает названия отдельных предметов и игрушек (10-12 мес.);

IV уровень – воспринимает названия действий в различных ситуациях: «Покажи, кто сидит», «Кто спит?» и т.д.

а) воспринимает двухступенчатую инструкцию (2 года): «Пойди в кухню, принеси чашку», «Возьми платок, вытри нос» и т. д.;

б) в привычной ситуации начинает понимать вопросы косвенных падежей: «На чем ты сидишь?», «Во что играешь?» и т.д. (2 года 6 мес.).

V уровень – воспринимает и понимает прочитанные короткие рассказы, и сказки. Слухоречевое восприятие должно быть сформировано (2 года 6 мес. - 3 года).

Н. Х. Швачкин выделил в развитии речи два периода.

Можно наметить два периода в развитии детской речи. Условно назову речь первого периода – дофонемной, просодической речью, речь второго периода – фонемной.

Первый период – дофонемный. Значимую роль имеет слуховое восприятие, которое становится основой для развития фонематического восприятия ребенка. У двухмесячного ребенка отмечаются реакции на слуховые раздражители. У трехмесячного ребенка отмечаются ориентировочные и поисковые реакции. На четверном месяце ребенок находит источник звука, различает голоса и интонацию близких людей. У шестимесячного ребенка появляется способность воспринимать звучащую речь, умение улавливать ритм. В шесть – семь месяцев ребенок уже понимает некоторые слова, а также узнаёт названия предметов, показываемых ему.

В период дофонемной речи звук сопровождает артикуляцию и следует движениям речедвигательного аппарата.  Впоследствии, в период фонемной речи, соотношение между звуком и артикуляцией в корне изменяется. Артикуляция становится произвольной, соответствуя звуковому выражению. Произвольность является основным свойством артикуляции фонемы. Поэтому звуки дофонемной речи и звуки фонемной речи, несмотря на некоторое акустическое их сходство, принципиально отличаются друг от друга.

Второй период Швачкин обозначил фонемным. Фонемный период начинается в 10-11 месяцев. Начинается переход к фонематическому восприятию. Ребенок начинает понимать речь окружающих его людей, кроме того, начинает подражать ей.

По Н.X. Швачкину различение звуков, развитие фонематического восприятия происходит в определенной последовательности. Вначале формируется различие гласных, затем различение согласных. Это объясняется тем, что гласные «сонорнее» согласных и в связи с этим воспринимаются лучше.

Действительно, изучая исследования Н.Х. Швачкина, можно сказать, что он выделил две стадии развития фонематического восприятия:

1. На первой стадии ребенок дифференцирует гласные.

При опытах на различение гласных Зина четко отличала о – у (тол – тул), у – а (бук – бак).

Другой ребенок, Нина, точно так же, как Зина, различала гласные.

Остальные дети никаких речевых звуков фонематически не различали. С Зиной и Ниной была поставлена специальная серия опытов на различение гласных и согласных. Обе девочки четко отличали гласные о – и (кот – к'ит), у – а (жук – жак).

При различении согласных между ними возникала дифференциация. Зина четко различала: б – м (бак – мак), Нина этих согласных не различала.

А будет ли Нина различать б – и? Может быть, восприятие Нины в этом случае окажется выше восприятия Зины, которая не различает этих согласных? Результат, однако, оказался отрицательным: и Зина, и Нина путали «бак» – «пак».

Таким образом, Зина и Нина различают гласные, Зина, кроме того, различает б – м. Нина никаких согласных пока еще не различает.

Вывод, который, здесь напрашивается, заключается, по-видимому, в том, что гласные фонематически различаются раньше согласных. За гласными следуют согласные.

2. Вторая стадия – различение согласных.

Различение между наличием и отсутствием согласного возникает раньше различения согласных. Раньше других согласных ребенок выделяет в речи сонорные. Это, по-видимому, объясняется тем, что сонорные звуки по своей акустической характеристике наиболее близки к гласным. Среди шумных согласных раньше других начинают выделяться артикулируемые шумные звуки, т. е. звуки, которые уже имеются в речи ребенка. До этой стадии ведущую роль в развитии фонематического восприятия играл слух, затем начинает оказывать влияние артикуляция.

Различение согласных звуков начинается с того, что ребёнок выделяет сонорные и шумные звуки. Раньше других ребёнок начинает выделять артикулируемые шумные звуки среди прочих шумных согласных. На этом этапе в развитии фонематического восприятия участвует не только слух, также большое влияние оказывает и артикуляция.

Затем появляется различение передне- и заднеязычных звуков. Затруднение дифференциации этих согласных объясняется неточностью кинестетических ощущений положения языка в ротовой полости.

Затем ребенком усваивается дифференциация глухих и звонких согласных. Вначале происходит их акустическое различение, на основе чего возникает произносительная дифференциация, которая способствует совершенствованию акустической дифференциации. На этом этапе также большая роль отводится взаимодействию речеслухового и речедвигательного анализаторов.

К возрасту четырех лет в норме фонематическое восприятие сформировано. Формируется критика к собственной речи. Ребенок различает на слух все фонемы языка. Правильно произносится большинство фонем.

К пяти годам фонематическое восприятие совершенствуется. Сформированы дифференцированные образы слов и отдельных звуков. Ребенок не только слышит, но и правильно произносит все звуки родного языка.

К шести – семи годам наступает осознание звуковой стороны слова.

Ребенок может выделить слоги или слова с необходимым звуком из группы других слов, различать близкие по звучанию фонемы.

Анализируя исследования Р.Е. Левиной, Н.Х. Швачкина, Е.Ф. Архиповой, можно сказать, что фонематическое восприятие развивается по нескольким этапам со своими закономерностями.

Таким образом, фонематическое восприятие – это длительный, последовательный процесс, который начинает формироваться с первых месяцев жизни ребенка и, в целом, к четырем годам в норме уже сформирован. Благодаря ему ребенок на слух может дифференцировать все фонематические характеристики речи.

 

Список литературы:

1. Швачкин Н.Х. Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. – Москва: Лабиринт, 2004. – 330 с.

2. Трефилова Т.Н. Изучение онтогенеза речи в российской психологии // Психология. – 1997. – № 5. – С. 114.

3. Лурия А.Р. Ощущения и восприятие – Москва: Изд-во МГУ, 1975. – 112 с.

4. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: учеб.пособие для студ. высш. учеб. Заведений. – Москва: ВЛАДОС, 2001. – 304 с.

5. Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник для ВУЗов. – Москва: Аспект Пресс, 1998. – 266 с.

6. Шкловский В.М. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии / В.М. Шкловский, Т.Г. Визель. – Москва: Ассоциация дефектологов, 2000. – 96 с.

7. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. – Москва: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1958. – 115 с.

8. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – Москва: Изд-во АПН РСФСР, 1978. – 471 с.

9. Каше Г.А. Программа воспитания и обучения детей с фонематическим недоразвитием речи (7 год жизни) / Г.А. Каше, Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. – Москва: Юрайт, 1986. – 68 с.

10. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. – Москва: Астрель, 2007. – 224 с.

 

. . . . . . .

technologi.site