Формирование экологических представлений у старших дошкольников по теме "Деревья"
Формирование экологических представлений у старших дошкольников по теме "Деревья"
Автор: Маслова Марина Михайловна
Опираясь на наш основной документ - ФГОС ДО, мы видим четко обозначенные целевые ориентиры: «дошкольник обладает установкой положительного отношения к миру, проявляет инициативу и самостоятельность в исследовательской деятельности… умеет подчиняться правилам и социальным нормам», что особенно актуально в наше время.
Говоря словами Ан. Сент-Экзюпери: «Все мы дети одного корабля по имени Земля, значит пересесть из него просто некуда. Есть твердое правило - встал по утру, умылся, привел себя в порядок и сразу приведи в порядок свою планету», поэтому мы считаем значимым вопрос создания условий для экологического воспитания старших дошкольников и разработали методическое пособие «Фея Экологи».
Почему Фея? Потому, что особенностью дошкольного возраста является вера в чудеса, в сказки, поэтому Фея Экологии. Через этот образ мы хотим наглядно, доступно, понятно донести до детей глобальные проблемы экологии и вызвать эмоциональный отклик.
Алгоритм работы пособия заключается в организации деятельности детей по поиску решения на поставленные вопросы, которые непосредственно исходят от сказочного персонажа с помощью диктофона. И дети включаются в поисковую деятельность. На примере темы деревья мы представляем Вам работу этого пособия.
Совместно с родителями дети включаются в поисковую деятельность, ищут ответы на вопрос в разных источниках: это может быть дерево, любимое мамой или бабушкой, любимое дерево педагога или то, которое растет на участке детского сада. Издаются книжки – на тему «Я знаю дерево». Начинается обмен информацией среди детей, они получают новые знания, эмоциональный отклик. В книжках репродукции, стихи и загадки. Они дарят их Фее и детям других групп. А Фея предлагает сказки о деревьях с экологическим содержанием, как в текстовом, так и в компьютерном варианте. Все это способствует интеграции различных видов деятельности. Изобразительная деятельность – изображение деревьев традиционными и нетрадиционными способами, антистрессовые раскраски.
Появляются дидактические игры, которые дарит Фея экологии. Например, игры «Собери цепочку деревьев, изображенных в зимнее (летнее) время года», «Какому дереву это подходит?».
Помимо дидактической задачи, эти цепочки служат украшением, а клинья юбки могут обозначать как сезоны, так и природные зоны. В рукавах феи спрятаны живые и неживые предметы, которые дети используют в игре – волшебный поясок, в режиссерских играх, играх драматизациях. Разнообразные лото, домино, пазлы, волшебные пояски.
Отвечая на следующий вопрос алгоритма: Кому нужны деревья? Все участники образовательного процесса формируют следующий ярус: создаются конспекты викторин, игр «ЧТО, ГДЕ, КОГДА?», музыкальный ринг, кроссворды, в том числе и интерактивные.
Активно идет проектная деятельность по краеведческому направлению: «Родина малая моя», «Чем ты славишься земля нижегородская». Изучается красная книга Нижегородской области, народные промыслы, традиции и праздники и познание уже идет в другом аспекте.
Вся предшествующая работа позволяет непосредственно прейти к привлечению детей и взрослых к природоохранной деятельности. Для этого разработаны маршрутные листы, с целью поиска объекта и решения проблемной ситуации, совместно придумываются и изготавливаются экологические знаки. Данная работа формирует у детей собственную позицию.
В ответ на эту позицию и экологические акции Фея Экологии награждает детей медалями и грамотами.
Такой алгоритм работы и методический ресурс позволяет использовать данное пособие в ДОУ любым педагогом, который понимает слова Сладкова А.Н. «Чтобы Беречь землю, природу – надо её полюбить, чтобы полюбить надо узнать, узнав, невозможно не полюбить!».